Кто победил под Прохоровкой

Как не дать переписать историю и что было на самом деле

В эти дни проходит празднование 76-й годовщины победы на Третьем ратном поле России — под Прохоровкой. Не осталось это событие незамеченным и у проигравшей стороны. В газете «Die Welt», одной из самых крупных и известных в Германии, вышла статья за подписью редактора исторического отдела Свена Феликса Келлерхоффа. Называлась она «Победа» Красной армии, которая в действительности была поражением». Автор статьи, ссылаясь на архивные документы, утверждает, что на самом деле под Прохоровкой Красная Армия не победила, а потерпела крупное поражение, в связи с чем, по мнению автора, установленные там памятники «вообще-то, нужно бы сразу же снести».

Редакция «МК Черноземье» постаралась выяснить, что же на самом деле происходило 76 лет назад и кто победил в той битве.

Как не дать переписать историю и что было на самом деле

 

Ложь, правда или провокация?

По мнению «Die Welt», не было ни только победы под Прохоровкой, но и самого масштабного в истории танкового сражения. Якобы техники было намного меньше, и против 672 советских сражалось 186 фашистских танка. Причем Красная Армия 12 июля потеряла 235 машин, а вермахт всего лишь 5. Действия советского 29-го танкового корпуса Келлерхофф сравнивает с «атакой камикадзе». Русские танки «столпились перед узким мостом» и были расстреляны танковыми батальонами 2-го танкового корпуса СС. Немецкий журналист в подтверждение своей версии опубликовал кадры аэрофотосъемки люфтваффе, демонстрирующие «катастрофическое поражение Красной армии у Прохоровки».

Посылы журналиста, начиная от даты событий до фактического их описания, мягко говоря, не верны. Объясним почему.

Немецкий журналист считает, что битва на Прохоровском поле состоялась 12 июля 1943 года. На самом же деле первые встречные бои здесь произошли 11 июля и продолжались вплоть до 16 июля 1943 года. А 17 июля, понимая невозможность достижения поставленной задачи и находясь под угрозой окружения, немецкое командование приняло решение отвести свои войска. Прохоровское поле, запруженное искореженными машинами и телами погибших воинов, осталось за Красной Армией. Уже как минимум поэтому Красная Армия не проиграла в той битве.

 

Предыстория сражения

На южном фасе Курской Дуги 5 июля 1943 года немецкое командование начало наступление в направлении на Обоянь и Корочу с целью прорыва глубокоэшелонированной обороны советских войск, выхода на оперативный простор и взятия Курска. Удар на Южном фасе приняли на себя войска Воронежского фронта под командованием генерала Ватутина. К 9 июля немцам удалось взломать 2 рубежа обороны и к исходу дня вклиниться на 9 километров юго-западнее Прохоровки в 3-ю полосу обороны. 10 июля Манштейн, командовавший наступающими силами вермахта, в связи с наметившимися успехами, принимает решение перенести острие главного удара с Обояни на Прохоровку. Сюда брошены в наступление элитные дивизии СС «Райх», «Мертвая голова» и «Адольф Гитлер» из состава 2-го танкового корпуса СС и части 3-го танкового корпуса. Одновременно с юга наносится вспомогательный удар.

В критической ситуации Воронежский фронт перебрасывает части 69-й армии и 39-й гвардейский стрелковый корпус. Ставка Верховного главнокомандования принимает решение усилить Ватутина резервами, которые ранее предполагалось использовать в наступлении. 9 июня из Степного фронта Воронежскому придают 4-ю гвардейскую, 27-ю и 53-ю армии, а также 5-ю гвардейскую и 5-ю гвардейскую танковую армии. Вот расстановка сил сторон перед Прохоровским сражением. Одно только перечисление воинских частей демонстрирует его грандиозность.

Приданные Воронежскому фронту части должны были 11 июля развернуться в боевые порядки, контратаковать вклинившиеся части вермахта и выбить их с занимаемых позиций. Однако это сделать не удалось, так как рубежи развертывания подвижных частей оказались захвачены немцами. 11 июля четыре стрелковые дивизии и две танковые бригады 5-й гвардейской танковой армии Ротмистрова во встречном бою вынудили немцев остановиться в 2 км от Прохоровки.

 

Битва под Прохоровкой

Советские войска, не имея возможности выйти на рубежи развертывания, оказались в стратегической невыгодной ситуации и были вынуждены наступать на узком и сложном для танков участке. При этом выяснилось, что, не сумев продвинуться 11 июля, немцы за ночь успели подтянуть артиллерию и частично окопаться. Все это так же усложняло задачу советских войск.

12 июля 1943 года началось встречное сражение по обе стороны железной дороги. Северо-западнее Прохоровки по направлению к Яковлево наносили удары советские 6-я гвардейская и 1-я танковая армии. Основные события происходили юго-западнее Прохоровки, где в бой вступила 5-я гв. танковая армия с двумя приданными танковыми корпусами и 33-й гв. стрелковый корпус 5-й гв. армии. Немцы же были вынуждены перейти к активной обороне. Развернулась масштабная битва на небольшом участке земли. К вечеру 12 июля наступающие советские танковые корпусы потеряли 73 и 46 процентов техники и живой силы. Всего было потеряно свыше 500 советских танков. Поставленных результатов не достигла ни одна из сторон, оставаясь на ранее занимаемых рубежах. Вплоть до 16 июля наши войска пытались атаковать немецкие позиции, и только 16 июля был получен приказ на переход к обороне. К этому моменту над группировкой немецких войск нависла угроза окружения и 17 июля вермахт начал отступление.

 

О героизме и причинах высоких потерь

Можно много рассуждать о том, что если бы удар Красной армии был нанесен под основание «клина», а не в лоб, то потери могли быть многократно меньшими, а наступающая группировка немцев попала бы в окружение. На диване мы все стратеги. Сложнее принимать решения в условиях постоянно меняющейся обстановки и нехватке оперативных данных. Да и узнать, чем бы завершился такой удар, нам не дано. Но случилось как случилось, и два танковых кулака сошлись в лобовой атаке.

Грозное в начале войны 76-мм орудие и мощное бронирование танка Т-34 к июлю 1943 года практически были нивелированы модернизацией «старых» немецких танков Т-3 и Т-4, и почти бесполезны против новых Т-5 «Тигр» и Т-6 «Пантера». По итогам Курской битвы в конструкцию легендарного Т-34 будут внесены изменения, и танк станет таким, каким мы чаще всего его себе и представляем. Но в июле 1943 года он проигрывает и в броне, и в калибре противнику. У остальных танков дела еще хуже.

Непосредственно в Прохоровском сражении в составе 5-й гвардейской танковой армии Ротмистрова были 501 танк Т-34 с 76-мм пушкой, 264 легких танка Т-70 с 45-мм пушкой и 35 тяжелых британских танков «Черчилль III» с 57-мм пушкой. Также каждый танковый корпус имел в своем составе полк самоходных артиллерийских установок СУ-76.

Т-34, броня: лоб и борт — 45 мм, башня — 52 мм. Орудие 76 мм могло пробить вражескую броню толщиной 69 мм на дальности в 500 м, и 61 мм при 1000 м. Легким Т-70 с их 45-миллиметровым орудием надо было практически в упор расстреливать противника, а броня могла защитить только от пуль и осколков.

2-й танковый корпус СС в Прохоровке имел 311 машин: из них 109 модернизированных Т-4, 6 модернизированных Т-3, 38 «Тигров» и 27 «Фердинандов». Нашлось в списке место и 8-ми «трофейным» Т-34. Остальные машины были вполне «съедобными» для советских танков.

Немецкий средний танк Т-4 (модернизированный): лоб — 80 мм, борт — 30 мм, башня — 50 мм. Его 75 мм орудие могло пробить Т-34 на дальности свыше 1500 м. Совсем плохо обстояло дело с тяжелыми «Тиграми»: лоб — 100 мм, борт — 80 мм, башня — 100 мм. Снаряды его 88-мм пушки «крошили» «тридцатьчетверки» на дальности свыше 2 км.

Как видно, перед советскими танкистами стояла крайне сложная задача.

Разные источники называют разные цифры потерь каждой из сторон. И там действительно сложная арифметика, над которой десятки лет спорят историки. Точных потерь не знает никто. Советская сторона учитывала любые потери, включая те машины, которые после ремонта могли вернуться в бой. Немцы же учитывали только безвозвратные потери. Машины, отправленные в ремонт, в статистику не попадали. Отсюда и такие разногласия. Но то, что немцы потеряли лишь 5 машин — это сказка. А с учетом того, что в последующем поле боя и немецкие ремонтные мастерские остались за Красной Армией, предлагаемая историографией цифра немецких потерь от 200 до 300 танков кажется не такой уж и непрадоподобной.

Действительно, мы потеряли под Прохоровкой много больше и людей, и техники, чем немцы. Но победа, в том числе на Курской дуге, осталась за Советским Союзом. Это был великий подвиг советских людей. И не важно, кто победил под Прохоровкой или не победил никто. Героизм и отвага наших солдат, сломавших на Третьем ратном поле России железный хребет вермахта, сковавших наступление Манштейна, не оспоримы и велики. И мы должны это помнить и преклоняться. И звонница над Прохоровским полем будет служить памятью нашим потомкам и предостерегать наших врагов.

Так же читайте:

Курский блогер Федулов о Прохоровке

Глава Курской области резко ответил немецкому журналисту

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 16 июля 2019

Заголовок в газете: Кто победил под Прохоровкой?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру