К сожалению, манера делать громкие выкрики в толпу, не подкрепляя их конкретными действиями, сегодня свойственна многим общественникам и политикам. Этим переполнены телеграм-каналы и сайты так называемой оппозиции в Липецке, от этого задыхается и Орел, ситуация в котором уже выходит за рамки приличия. К такому выводу пришел наш специальный корреспондент, освещающий парламентскую деятельность в регионах.
«Тема номер один»
В минувший четверг, 9 апреля, депутаты Орловского областного Совета собрались на внеочередное заседание. Официально в повестке дня значилось четыре вопроса.
Но в ходе обсуждения поправок в главный финансовый документ области - бюджет, которые тоже были в повестке, депутат Андрей Митин озвучил еще один вопрос, и он, пожалуй, стал ключевым моментом этого заседания. Эксперты отметили, что «вопрос Митина» может оказаться «темой номер один» на ближайшее время в политической жизни региона. И для этого есть все основания.
Депутат Митин заострил внимание на ситуации в областном центре. Он отметил, и с ним не могло не согласиться абсолютное большинство присутствующих, что на протяжении последних нескольких лет наблюдается ухудшение финансово-экономического положения города Орла и депутаты всех уровней пытаются найти пути спасения его от банкротства. Один из них – доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, часть прибыли муниципальных унитарных предприятий и дивиденды по акциям. Но в Орле давно существует проблема собираемости таких неналоговых доходов. Ярким примером этому стала ситуация, сложившаяся вокруг бывшего МУП «База строительных материалов «Лесоторговая». И тут началось!..
Для непосвященных в дела повседневной жизни Орловской области объясним, что база «Лесоторговая» у местных ассоциируется с депутатами облсовета – братьями Виталием и Игорем Рыбаковыми. Многие жители региона и вовсе считают их хозяевами главного строительного рынка.
Однако Рыбаковы стараются не позиционировать себя как бизнесмены, их «сценический» имидж - борцы за справедливость.
Оппозиционеры-теоретики
Игорь Рыбаков – депутат, в чьем багаже сравнительно небольшой опыт «защитника народа». Он, пожалуй, больше ассоциируется у избирателей как младший брат Виталия Рыбакова. А сам Виталий Рыбаков – неоднозначный политический персонаж. Вот он-то хорошо знаком жителям Орловской области своими эпатажными выпадами. Господин Рыбаков-старший любит «ковырять землю» как бы в поисках как бы истины. Причем, в последнее время делает это буквально, расковыривая то тут, то там асфальт якобы для показательной «порки» дорожников и всех тех, кто за ними стоит. Часто достается чиновникам и коллегам-депутатам за дороги, появившееся, по мнению Рыбакова, не в том месте или не в то время, или не в том месте и не в том время одновременно.
По душе депутату и большие зрелищные мероприятия: он приветствует митинги, акции протеста, всевозможные пробеги и проходы. Эксперты, наблюдающие за политической жизнью в Орловской области, пришли к выводу, что Рыбаков относится к категории лиц, имеющих мандат ради того, чтоб быть замеченным с помощью кнопки для голосования «против». Таким избранникам все равно против чего выступать, им главное выделиться. При этом, сказав «я – против», они ничего не предлагают взамен. Как раз на таких политиков принцип «не нравится, тогда покажи, как надо правильно сделать» не распространяется. Именно поэтому они получили народное звание «крикунов».
Впрочем, у Виталия Рыбакова есть еще одно звание, приписанное ему жителями региона благодаря публикациям в журнале «Форбс», - «олигарх». Летом прошлого года издание опубликовало список богатейших депутатов страны. В сотне «самых-самых» очутился и Рыбаков-старший.
Этот же журнал и указал на связь избранника со строительной базой «Лесоторговая», о которой упомянул депутат Митин на последнем заседании облсовета.
«Экс-владелец ООО «Лесоторговая база» (по данным СПАРК), - сообщает издание. - С 2015 года — индивидуальный предприниматель».
Данные «Форбса» говорят о том, что юридическая связь между Рыбаковым и строительной базой прервалась. Зато фактическая может быть вполне очевидна…
Длинная история. Предисловие
Вернемся к событиям прошедшего четверга. Бесспорно, на заявление Андрея Митина не смог не отреагировать тот, кто уже якобы не имеет никакого отношения к «Лесоторговой» базе, а именно – Виталий Рыбаков.
«Мой коллега очень актуально выступил. Конечно, надо все проверить», - пытался поскромничать он.
Знакомые с ситуацией на «Лесоторговой» отмечают, что сам Рыбаков обязательно приготовит «ответ» в виде «сенсационного разоблачения» или подобной гадости. Но личных комментариев экс-владельца «Лесоторговой» нам получить не удалось. Телефоны, указанные в визитках, которые он активно раздавал избирателям в период последней предвыборной кампании, хранят стойкое молчание – попросту выключены. Попасть в офис, расположенный как раз на территории строительной базы, где Виталий Рыбаков еще недавно принимал журналистов, тоже не представилось возможным. «Шефа нет, время визита согласовывайте с ним», - ответили работники базы, стерегущие покой владельцев территории. При этом ни один из сотрудников не отрицал, что их шеф – Рыбаков.
А вот комментарии Андрея Митина спецкор «МК Черноземье» записал.
- Со стороны Рыбакова мы долгое время слышим одну лишь критику. Я сторонник того, чтобы вместо пустого критиканства принимать общие решения и сообща исправлять ситуацию. Но, по всей видимости, он не может работать сообща. Почему я не смог молчать? Недавно я анализировал, откуда у Рыбакова такая любовь к негативным высказываниям. И пришел к выводу, что по большому счету, сейчас он критикует муниципалитет, за счет которого сколотил определенный капитал, - отметил Митин. - Ведь раньше Рыбаков руководил муниципальным предприятием – как раз базой стройматериалов «Лесоторговая». Потом государственная база перешла в частные руки – опять же к Рыбакову. Сейчас он якобы по документам отдалился от нее, хотя мы все понимаем насколько это непрозрачно, но база осталась частной. Получается, что, в том числе при участии Рыбакова, муниципальные предприятия доводились до полумертвого убыточного состояния, чтоб потом передать их в частные руки. В итоге областной центр оказался на грани банкротства, оставшиеся предприятия, которые не успели растащить по частникам, находятся на последнем издыхании.
Рыбакову теперь легко критиковать всех и вся, практически сделав деньги на когда-то муниципальной собственности. Вот если бы вслед за этой критикой последовали конкретные действия, например, инициатива передачи стройбазы обратно в муниципалитет…
Судя по всему, разбирательства вокруг «Лесотороговой» предстоят долгие и горячих споров не избежать. А то, что было на последнем заседании облсовета – лишь предисловие к долгой истории, в ходе которой, хозяин базы все же даст о себе знать.
«МК Черноземье» будет следить за развитием событий.
Кстати
Пока же, невзирая ни на какие «антикоронавирусные» меры властей, база «Лесоторговая» продолжает работать. В справочной торговой организации эту информацию подтверждают.
Кстати, нашим коллегам-журналистам сетевого издания «Орелтаймс», удалось связаться с предполагаемыми владельцами базы. Диалог весьма показателен:
– А я какое отношение имею к “Лесоторговой”? Вы куда звоните? Я – ИП “Рыбаков Виталий Анатольевич”, – ответил депутат облсовета Виталий Рыбаков.
– Есть решение правительства РФ, я как предприниматель обеспечиваю товарами первой необходимости. Действую в рамках правового поля. Моё ИП “Рыбаков Игорь Анатольевич”, к “Лесоторговой” никакого отношения не имею, – пояснил депутат Игорь Рыбаков.
Почему сложившаяся ситуация не смущает представителей федеральных и региональных профильных органов, призванных пресекать моменты, когда погоня за длинным рублем ставит под угрозу жизнь и здоровье населения? Не смущает это и «героев» данной публикации. Видимо, в их понимании, это как-то связано с денной и нощной заботой о благе жителей региона.А между тем, количество заболевших коронавирусом в Орловской области, как и в других регионах, увеличивается. Вряд ли работающий в привычном ритме крупный торговый объект способен данную ситуацию улучшить…