В Орле живет обладатель необычных охотничьих трофеев

Как Орловщина могла бы зарабатывать на рогах

«Вы не пред­став­ля­е­те, как он хо­дит по го­рам! Вро­де не то­ро­пит­ся, не бе­жит. Но уг­нать­ся за ним со­вер­шен­но не­воз­мож­но. И не­по­нят­но, как он не па­да­ет с этих гор­ных троп, бо­лее уз­ких, чем но­га че­ло­ве­ка», – рас­ска­зы­ва­ет Ири­на Лит­ви­но­ва, же­на охот­ни­ка и охо­то­ве­да, тро­феи ко­то­ро­го по­лу­чи­ли не од­ну зо­ло­тую ме­даль как на все­со­юз­ных, все­рос­сий­ских, так и меж­ду­на­род­ных вы­став­ках. Аме­ри­кан­цы со­вер­шен­но офи­ци­аль­но на­зва­ли его про­фес­со­ром Мар­ко По­ло, а фран­цу­зы в Па­ри­же вы­да­ли знак, да­ю­щий пра­во охо­тить­ся на круп­ную дичь в лю­бой точ­ке пла­не­ты. Вот та­кой уди­ви­тель­ный че­ло­век жи­вет в Ор­ле. Его зо­вут Юрий Лит­ви­нов.

Как Орловщина могла бы зарабатывать на рогах

Ник­то не зна­ет сво­ей судь­бы. Вот и Юрий Лит­ви­нов, по­то­мок рус­ских, от­прав­лен­ных из Орен­бур­жья на стро­и­тель­ст­во же­лез­ной до­ро­ги до Таш­кен­та еще «при ца­рях», сна­ча­ла по­шел в ра­дио­тех­ни­че­с­кий ин­сти­тут. От­ец, осев­ший с се­мь­ей в Ста­ли­на­ба­де — так на­зы­вал­ся преж­де го­род Ду­шан­бе, где и ро­дил­ся наш ге­рой, — был рад: «по­чи­нишь ко­му те­ле­ви­зор — вот те­бе и за­ра­бо­ток, не про­па­дешь». И был очень не­до­во­лен, ко­г­да сын вдруг все бро­сил и уе­хал по­сту­пать в да­ле­кий го­род Ки­ров в сельхо­зин­сти­тут на фа­куль­тет охо­то­ве­де­ния. Ну ка­кой за­ра­бо­ток даст охо­та? Так, ба­лов­ство од­но… Ошиб­ся от­ец. То бы­ло при­зва­ние.

На вер­ши­не

Пос­ле ву­за дип­ло­ми­ро­ван­ный охо­то­вед Юрий Лит­ви­нов вер­нул­ся ту­да, где ро­дил­ся, в Та­джи­ки­с­тан. Стал еге­рем и, как бы­ло при­ня­то в со­вет­ской стра­не, хо­дил не толь­ко по гор­ным тро­пам, за­ни­мал­ся се­лек­ци­ей жи­вот­ных, при­ум­но­жал при­род­ное бо­гат­ство ре­с­пуб­ли­ки, но и под­ни­мал­ся по ка­рь­ер­ной ле­ст­ни­це, дой­дя до са­мых вер­шин во всех смыс­лах: в 1987 го­ду со­вме­ст­но с охот­ни­ком Эго­ном Ле­хи­е­ром (Гер­ма­ния) он су­мел до­быть двух ар­ха­ров Мар­ко По­ло, ко­то­рые Меж­ду­на­род­ным са­фа­ри-клу­бом «Safari Club International» бы­ли оце­не­ны как луч­шие в ми­ре — пред­став­лен­ные ро­га до­бы­тых жи­вот­ных за­ня­ли пер­вое и тре­тье ме­с­то в раз­ря­де дан­ных ба­ра­нов. Ре­с­пуб­ли­ка Та­джи­ки­с­тан по­лу­чи­ла за это бо­лее 150 тыс. дол­ла­ров, а Лит­ви­но­ву бы­ло при­сво­е­но зва­ние «По­чет­ный член Об­ще­ства ры­бо­ло­вов и охот­ни­ков Та­джи­ки­с­та­на № 1». Го­дом поз­же его из­бе­рут пред­се­да­те­лем Пре­зи­ди­у­ма Цен­т­раль­но­го Со­ве­та об­ще­ства ре­с­пуб­ли­ки. Но… «Но в это вре­мя в Та­джи­ки­с­та­не про­ис­хо­дят бес­по­ряд­ки, вле­ку­щие от­ток рус­ско­я­зыч­но­го на­се­ле­ния, и Ю.Н. Лит­ви­но­ву сто­и­ло боль­шо­го тру­да со­хра­нить то, что ос­та­лось, и он был вы­нуж­ден ос­та­вить свои пол­но­мо­чия и пе­рей­ти в ря­до­вые со­труд­ни­ки на долж­ность экс­пер­та по охо­те», — на­пи­шет без при­крас но­вый пред­се­да­тель Пре­зи­ди­у­ма ЦС Об­ще­ства охот­ни­ков и ры­бо­ло­вов Та­джи­ки­с­та­на Р. Ка­ю­мов в 1999 го­ду в ха­рак­те­ри­с­ти­ке, дан­ной Лит­ви­но­ву «по ме­с­ту тре­бо­ва­ния».

В Ор­ле се­мья Лит­ви­но­вых ока­жет­ся слу­чай­но: «Та­джик­с­кие рус­ские» ска­за­ли, что нор­маль­ный го­род, что по­ми­до­ры на этой зем­ле — рас­тут, мы и при­еха­ли сю­да», — вспо­ми­на­ет Юрий Ни­ко­ла­е­вич.

Охо­та бы­ва­ет раз­ная

Для тех, кто да­лек от охо­то­ве­де­ния: есть охо­та, а есть тро­фей­ная охо­та. Не слу­шай­те тех, кто, убив ка­ко­го-ни­будь зай­ца, по­хва­ля­ет­ся, что при­ехал до­мой с тро­фе­ем. Нет, тро­фей у про­фес­си­о­наль­ных охот­ни­ков — это до­бы­ча ис­клю­чи­тель­ная. И чем она уни­каль­нее — по ве­ли­чи­не, по мас­се, по ред­ко­с­ти ви­да, по раз­ме­ру клы­ков, ро­гов и т.д., тем боль­ше ее цен­ность. Вот, к при­ме­ру, Лит­ви­нов об­ла­да­ет че­ре­пом ту­ран­ско­го (за­кав­каз­ско­го) ти­г­ра, ко­то­рый в пря­мом смыс­ле сло­ва уже ис­чез с ли­ца Зем­ли. Жи­вот­ное уби­ли, ко­г­да Юрия Ни­ко­ла­е­ви­ча еще на све­те не бы­ло, в кон­це 40-х — на­ча­ле 50-х, на ки­тай­ско-рус­ской гра­ни­це как на­ру­ши­те­ля. Уби­ли и бро­си­ли мер­т­вое жи­вот­ное в ме­шок. Спу­с­тя чет­верть ве­ка ге­не­рал-по­гра­нич­ник рас­ска­зал эту ис­то­рию Лит­ви­но­ву и от­дал ему тот ме­шок с дав­но сгнив­шим те­лом жи­вот­но­го. И «му­сор» стал цен­но­с­тью. На вы­став­ках он не зна­чит­ся как тро­фей охот­ни­ка Лит­ви­но­ва, Лит­ви­нов обоз­на­чен как вла­де­лец, но это — тро­фей, и его цен­ность вы­со­ка не толь­ко в «му­зей­ном» ва­ри­ан­те, но и в пря­мом смыс­ле сло­ва: он сто­ит сум­му, из­ме­ря­е­мую в де­сят­ках ты­сяч дол­ла­ров.

Од­на­ко каж­дый на­сто­я­щий охот­ник меч­та­ет иметь соб­ствен­но­руч­но до­бы­тые тро­феи, меч­тая по­бе­дить в по­един­ке с са­мы­ми бы­с­т­ры­ми, са­мы­ми мощ­ны­ми, са­мы­ми силь­ны­ми жи­вот­ны­ми пла­не­ты. Один на один. Без теп­ло­ви­зо­ров, «Бу­ра­нов», вер­то­ле­тов и про­чих до­сти­же­ний на­уки и тех­ни­ки, ко­то­рые про­сто не да­ют жи­вот­но­му шан­сов на спа­се­ние, ко­г­да до­бы­ча пре­вра­ща­ет­ся в жер­т­ву, а охо­та — в убий­ство.

Но не толь­ко этим от­ли­ча­ет­ся про­сто охо­та от тро­фей­ной. По­след­няя да­ет стра­не, ре­ги­о­ну воз­мож­ность за­ра­ба­ты­вать день­ги. Боль­шие день­ги, в том чис­ле ва­лю­ту, ко­то­рую го­то­вы пла­тить ино­с­т­ран­ные охот­ни­ки за воз­мож­ность до­быть ред­кий тро­фей. Та­джи­ки­с­тан — не ро­ди­на сло­нов, стра­на гор­ная. А по­то­му глав­ные тро­феи Лит­ви­но­ва — ро­га па­мир­ских ар­ха­ров Мар­ко По­ло, до­бы­тых на вы­со­тах до 6 ты­сяч ме­т­ров над уров­нем мо­ря, и вин­то­ро­гих коз­лов бу­хар­ско­го под­ви­да. Они и се­год­ня ук­ра­ша­ют его дом.

— В Та­джи­ки­с­та­не мы жи­ли при­мер­но так же, как и сей­час. Все на­ше бо­гат­ство — на сте­нах: шку­ры, ро­га, на пол­ках — че­ре­па, чу­че­ла птиц, — рас­ска­зы­ва­ет Юрий Ни­ко­ла­е­вич. — С ни­ми свя­за­на од­на по­ка­за­тель­ная охот­ни­чья ис­то­рия.

Шел 1980 год. По­мни­те, на­вер­ное, то­г­да аме­ри­кан­цы бой­ко­ти­ро­ва­ли на­шу Олим­пи­а­ду. И вдруг — зво­нок. Ка­кой-то аме­ри­кан­ский чин, ко­то­рый дру­же­с­т­вен­но на­стро­ен по от­но­ше­нию к СССР и чем-то там нам по­мо­га­ет, про­сит ор­га­ни­зо­вать ему охо­ту на Мар­ко По­ло. За­да­ча — из об­ла­с­ти не­ве­ро­ят­но­го. И Мар­ко По­ло — жи­вот­ное крас­но­книж­ное, ли­цен­зий на охо­ту на не­го вы­да­ва­лось очень ма­ло, и Па­мир был в то вре­мя за­крыт для ино­с­т­ран­цев. Но раз за­да­ние да­но — на­до вы­пол­нять!

Тот го­с­по­дин при­ехал не один. Пе­ре­вод­чи­ком у не­го был зам­ди­рек­то­ра Ин­сти­ту­та США и Ка­на­ды, ти­ту­ло­ван­ные со­про­вож­да­ю­щие… На охо­ту да­ва­лось три дня.

Осень, жа­ра 35-40, ар­ха­ры в это вре­мя — толь­ко на вы­со­ко­го­рье, а аме­ри­кан­цу еще ведь и на ак­кли­ма­ти­за­цию нуж­но вре­мя — без под­го­тов­ки охо­тить­ся на уров­не не­сколь­ких ты­сяч ме­т­ров над уров­нем мо­ря про­сто опас­но для жиз­ни…

В об­щем, мы по­шли на­верх, а вни­зу че­ло­век 15, да­вай гнать всю жив­ность вверх на го­ру. За­гон длил­ся ча­сов шесть. Мар­ко По­ло — бы­с­т­рое жи­вот­ное, раз­ви­ва­ет ско­рость до 60 км/ч, а ко­г­да не­сет­ся вниз — так как мол­ния. В об­щем — пять вы­стре­лов — и все ми­мо. Аме­ри­кан­ца тря­сет от воз­буж­де­ния, а мы в от­ча­я­нии. Что­бы как-то сгла­дить про­вал, ре­шил при­гла­сить его в го­с­ти. У ме­ня тро­фе­ев — мо­ре. Ду­маю, уте­шу го­с­тя по­дар­ком, чтоб не рас­стра­и­вал­ся осо­бо.

До­маш­ние уз­на­ли — за­при­чи­та­ли: да за­чем же ты по­звал та­ко­го че­ло­ве­ка в го­с­ти, да мы ж не бо­га­тые, да у нас од­ни ко­с­ти!

Ко­неч­но, стол ло­мил­ся от еды — по­ста­ра­лись. Но это аме­ри­кан­ца ма­ло ин­те­ре­со­ва­ло. Он как уви­дел тро­феи, так и за­стыл: «Ка­кой ты бо­га­тый че­ло­век!», — го­во­рит.

Тот­час ру­лет­ку из кар­ма­на вы­та­щил — и да­вай из­ме­рять. «То, что со­зда­ла при­ро­да, — объ­яс­ня­ет мо­им до­маш­ним, — это не­по­вто­ри­мо, раз­бей вот этот че­реп — и бу­дет не­вос­пол­ни­мая ут­ра­та, а ва­ша Ма­дон­на — так на­зы­вал­ся пре­стиж­ный в те го­ды фар­фо­ро­вый сер­виз, ко­то­рый был вы­став­лен на­по­каз как сим­вол обес­пе­чен­но­с­ти со­вет­ской се­мьи, — ра­зо­бьет­ся — и что? Мож­но ку­пить но­вый…» В об­щем, при­та­щил я ему ро­га на вы­бор. И зна­е­те, не взял он ни од­них. «Мил­ли­он да­вай в при­да­чу — не возь­му, — ска­зал. — Не до­был — не мое!» И уле­тел с пу­с­ты­ми ру­ка­ми.

Та­кие вот аме­ри­кан­ские уро­ки…

«Ка­кой-то шар­ла­тан…»

О тро­фей­ной охо­те в Рос­сии на офи­ци­аль­ном уров­не за­бы­ли пос­ле 1986 го­да — во вся­ком слу­чае, по­след­няя все­рос­сий­ская вы­став­ка тро­фе­ев про­шла имен­но то­г­да. И вот в 2002 го­ду, в быт­ность ми­ни­с­т­ра Мин­сель­хоз­раз­ви­тия Алек­сан­д­ра Гор­де­е­ва, объ­яви­ли о 1-й меж­ду­на­род­ной вы­став­ке «При­ро­да, охо­та и охот­ни­чьи тро­феи». Уз­нав о го­то­вив­шем­ся со­бы­тии, те­перь уже ор­ло­вец Юрий Лит­ви­нов по­шел в вы­со­кие ка­би­не­ты ор­лов­ской вла­с­ти. Он не по­мнит на­зва­ния уп­рав­ле­ния и фа­ми­лии его на­чаль­ни­ка, ко­то­ро­му он пред­ло­жил се­бя в ка­че­с­т­ве уча­ст­ни­ка вы­став­ки и свои уни­каль­ные тро­феи, га­ран­ти­ро­вав для об­ла­с­ти зо­ло­тые ме­да­ли. За­по­мнил дру­гое: о тро­фей­ной охо­те тот, по­хо­же, ус­лы­шал в пер­вый раз.

— Я час про­сто­ял в ко­ри­до­ре в ожи­да­нии ре­ше­ния. На­ко­нец, из ка­би­не­та вы­шел «то­ва­рищ», ко­то­рый про­из­нес: «Хо­дят тут шар­ла­та­ны вся­кие, та­кую муть не­сут…», — вспо­ми­на­ет Лит­ви­нов. — В об­щем, мне по­со­ве­то­ва­ли са­мо­му ис­кать день­ги на всту­пи­тель­ный взнос — 4,5 тыс. дол­ла­ров, хо­тя, на­сколь­ко мне бы­ло из­ве­ст­но, сред­ства бы­ли пе­ре­чис­ле­ны всем ре­ги­о­нам.

Спа­си­бо ор­лов­ским пред­при­ни­ма­те­лям — Лит­ви­но­ву по­мог­ли до­стой­но пред­ста­вить Ор­лов­щи­ну: пять пред­став­лен­ных ви­дов тро­фе­ев по­лу­чи­ли 19 ме­да­лей, из ко­то­рых — 13 зо­ло­тые, три се­ре­б­ря­ные и три брон­зо­вые. Охот­ник Ю.Н. Лит­ви­нов стал чем­пи­о­ном в тро­фе­ях «Ро­га бу­хар­ско­го гор­но­го ба­ра­на» и «Ро­га бу­хар­ско­го оле­ня».

— И вот на­зы­ва­ют Ор­лов­скую об­ласть, и за гра­мо­та­ми вы­хо­дит ка­кой-то чи­нов­ник! — до сих пор воз­му­щен охот­ник. — Тут уж я не вы­дер­жал. Нет, го­во­рю, лю­без­ный, это мои на­гра­ды, а не твои. И за­брал у не­го бу­ма­ги.

Оби­да до сих пор не по­ки­да­ет охо­то­ве­да. И не толь­ко за се­бя, но и за ор­лов­ский край, ко­то­рый впол­не мог бы стать тер­ри­то­ри­ей тро­фей­ной охо­ты и при­но­сить в каз­ну не мень­ше до­хо­да, чем ор­лов­ское сель­ское хо­зяй­ство.

— Здесь есть ос­но­ва для раз­ве­де­ния тро­фей­ной ко­су­ли и му­ф­ло­на, но что­бы это со­сто­я­лось, мно­го че­го нуж­но, и преж­де все­го — во­ля хо­зя­ев охо­то­хо­зяйств и по­ни­ма­ние то­го, что охо­та — это не уве­се­ле­ние для бо­га­тых и ста­тус­ных, это се­рь­ез­ная се­лек­ци­он­ная ра­бо­та и ох­ра­на при­ро­ды, — го­во­рит Лит­ви­нов. — Та­кая, на­при­мер, как в Бе­ла­ру­си — там ко­су­ли уже та­бу­на­ми вдоль до­рог хо­дят. Ес­те­с­т­вен­но, охот­ни­ки все­го ми­ра ту­да с удо­воль­ст­ви­ем едут и с не мень­шим удо­воль­ст­ви­ем ос­тав­ля­ют там день­ги…

Ор­лов­щи­не по­вез­ло: здесь по­се­лил­ся уни­каль­ный спе­ци­а­лист сво­е­го де­ла. По­ис­ти­не зо­ло­той тро­фей об­ре­ла Ор­лов­щи­на, са­ма то­го не ве­дая. Вот толь­ко что с ним де­лать, — по­ка не зна­ет. По­ка он боль­ше вос­тре­бо­ван в да­ле­ком гор­ном Та­джи­ки­с­та­не, а не на сред­не­рус­ской рав­ни­не.

СПРАВКА МК

Юрий Лит­ви­нов ро­дил­ся 27 сен­тя­б­ря 1951 го­да в Ста­ли­на­ба­де (Ду­шан­бе). Окон­чил Ки­ров­ский сель­ско­хо­зяй­ствен­ный ин­сти­тут по спе­ци­аль­но­с­ти «био­лог-охо­то­вед». Тру­до­вую де­я­тель­ность на­чал в 1975 г. с долж­но­с­ти еге­ря. В 1977 г. на­зна­ча­ет­ся на долж­ность стар­ше­го охо­то­ве­да. Его тро­феи, как и тро­феи дру­гих та­джик­с­ких охот­ни­ков (ро­га ко­зе­ро­га, ар­ха­ра, ура­ла, клы­ки ка­ба­на, че­ре­пав вол­ков, бар­сов, ры­си и мед­ве­дя), за­ни­ма­ют пер­вые ме­с­та на все­со­юз­ных и меж­ду­на­род­ных вы­став­ках. Так, в 1980 г. в Плов­ди­ве (Бол­га­рия) тро­феи Лит­ви­но­ва за­ня­ли пер­вое ме­с­то и по­лу­чи­ли Гран-при. В 1983 г. на ВДНХ СССР ему вру­че­на ме­даль за раз­ви­тие био­тех­нии и тро­фей­но­го де­ла.

В 1988 г. из­би­ра­ет­ся Пред­се­да­те­лем Цен­т­раль­но­го Со­ве­та Об­ще­ства охот­ни­ков и ры­бо­ло­вов. В 1991 г. в Па­ри­же ас­со­ци­а­ция охот­ни­ков Фран­ции на­граж­да­ет Лит­ви­но­ва на­груд­ным зна­ком, да­ю­щим пра­во охо­тить­ся с кли­ен­та­ми на всю круп­ную дичь.

В 1995 г. Меж­ду­на­род­ный Са­фа­ри Клуб при­зна­ет Юрия Лит­ви­но­ва «про­фес­со­ром Мар­ко По­ло». В 2002 г. на 1-й Меж­ду­на­род­ной вы­став­ке охот­ни­чь­их тро­фе­ев в Мос­к­ве тро­феи Лит­ви­но­ва от­ме­че­ны 19 ме­да­ля­ми. Из них – 13 зо­ло­тых.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 2 марта 2016

Заголовок в газете: Золотой трофей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру