— Я там хотя бы высыпаюсь, — обаятельно улыбается Лукьянов.
Правда, приезжать домой у киноактера получается нечасто. Сейчас он живет и работает в Петербурге.
«Реально издаться, даже если рукопись плохая»
— В Щиграх у вас много поклонников?
— Если честно, я долгое время вообще стеснялся здесь, в Курске, показываться. Даже в соцсетях сидел под вымышленным именем. Но город маленький, шила в мешке не утаишь. Сегодня на родине у меня больше друзей, чем поклонников.
— Как так получилось, что мальчик, родившийся в Щиграх, вырос и прославился на всю Россию?
— На всю Россию — это громко сказано. Трудом, наверное. О таланте говорить не буду.
— Медколледж, военное училище, потом получение экономической специальности...
— Искал себя, пробовался в разных сферах, по какой-то невероятной случайности попал в кино, потом стал писать книги. Сейчас мы запустили мою авторскую программу «Буквы про жизнь» на канале «Теледом».
— О чем программа?
— О литературе, писателях, читателях и книгах. Завтра должен выйти второй выпуск.
— А чему был посвящен первый?
— Книгоизданию. У меня в гостях было два питерских издателя, с которыми состоялся живой и интересный разговор об издании книг. Вообще идея программы родилась из писем моих читателей, которые очень часто присылают свои рукописи, просят совета. И я захотел сделать программу, где о литературе будут говорить честно и откровенно, не завися от рекламы и спонсоров. Чтобы люди могли от редактора, писателя, книготорговца услышать, как сделать из своей рукописи книгу и стоит ли это делать в принципе.
— Реально начинающему автору издать книгу, если у него нет никаких связей и покровителей в издательском бизнесе, а рукопись действительно хорошая?
— Реально, даже если рукопись плохая. Вопрос в другом: будут ли читать? Ведь как понять, что книга хорошая? Если ее покупают, переиздают, воруют пираты. Если есть связь с читателем. Мои читатели оставляют много откликов в соцсетях, советуют, критикуют. Я очень внимателен ко всем замечаниям, на все письма и сообщения отвечаю сам, не прибегая к помощи администраторов. Потому что за каждым мнением стоит человек со своими мыслями, чувствами, мнением, отличным от других. Знаете, как часто бывает? Человек что-то написал, и это становится для меня каким-то импульсом, вдохновением. Например, сейчас я отказался от мата в своих произведениях. Более того, мы пытаемся продвинуть эту инициативу на законодательном уровне. Как в киноиндустрии, где есть список запрещенных слов.
Не нужно заноситься и звездиться
— Сейчас вы рассказываете читателям, как издать рукопись. А свой первый опыт помните? С какими трудностями пришлось столкнуться?
— Скажу честно, издавался за свой счет. Это была тонюсенькая книга со стихами небольшим тиражом, который продавался в интернет-магазине этого же издательства, где я печатался. Книги раскупили неожиданно быстро, тираж допечатывался еще пять раз. Через некоторое время я выпустил свою первую серьезную книгу «Инверсия», в которой были как серьезные поэмы, так и детские стихи. Она, пожалуй, была самой удачной, потому что переиздавалась около десяти раз. В 2015 году в продаже появилась моя новая книга «Феба». А уже летом этого года свет увидит новое издание «Буквы про жизнь». Она неслучайно называется так же, как и телепередача. Вместе — они составляют большой проект, куда помимо этого входит организация благотворительных встреч известных артистов с детьми, воспитанниками интернатов в Ленобласти. Мне кажется, такие встречи дают этим ребятам стимул жить и развиваться.
— О чем ваша новая книга?
— Это истории. Мои. Других людей. Я стараюсь писать так, чтобы не давать никому оценку, оставляя это право за читателем. Знаете, я не встречал ни одного человека, которому бы нравились в моих книгах абсолютно все произведения. Часто слышу: «Одно эссе мне понравилось, второе я не понял, а третье — какая-то гадость». Но для меня, как для писателя, успех в том, что каждый в моих книгах находит что-то для себя. Нравиться всем невозможно.
— Кто он, ваш читатель?
— Личность, прежде всего. И у каждого своя удивительная история. Недавно на презентации книги ко мне подошла женщина. Она родилась в тюрьме и просила, чтобы я рассказал о ней на страницах своих произведений. «Мне важно было сказать вам это лично, не писать в письме или в Интернете», — тихо произнесла она. Я скоро возвращаюсь в Питер, обязательно с ней встречусь.
— Сегодня читатель перекормлен информацией, в том числе художественной литературой. Как начинающему писателю найти и завоевать свою аудиторию?
— Вы правы, еще братья Стругацкие сказали о том, что книг больше, чем людей. Когда начинающие писатели приходят ко мне со своей рукописью и вопросом: «Куда теперь обращаться», я спрашиваю в свою очередь: «Зачем вам это надо?» Ответы всегда разные. Один говорит: «Хочу свою книжку, чтобы денег срубить», второй: «Хочу, чтоб прочитали мою историю». Ну а в целом, как можно научить человека быть писателем? Экономистом — можно, юристом — да, а писателем? И еще нельзя исключать фактор везения — попасть в свою аудиторию. Если написать фантастику и прийти к людям, которые любят читать любовные романы, то успеха не жди. А еще поделюсь личным секретом: люди любят внимание, никому не интересно слово «Я», поэтому стараюсь больше интересоваться читателем, его чувствами и переживаниями. Нельзя заноситься и звездиться. А с другой стороны, сейчас очень много завязано на коммерции. Если в советское время в издательстве могли сказать: нет, вы это исправьте, а здесь откорректируйте, то сейчас литература превратилась в фаст-фуд. На главных выкладках в книжных магазинах лежат авторы, за которых пишут, извините за выражение, литературные негры. Возьмите Соловьева. Зачем ему писать? Он в своей программе все говорит, еще и сомнительные вещи зачастую. В своей программе я задал главному редактору одного из крупных петербургских издательств вопрос: «Что если к вам придет человек и скажет: «Вот у меня тут есть пачка денег и черновик, правьте его как хотите, но сделайте из него хорошую книгу», возьметесь?» Он так и не дал мне прямого ответа, начал юлить и уходить в сторону. Но я и сам знаю: они возьмутся, потому что сами же заявляют, что издательство сегодня — это бизнес. Более того, когда я приходил со своей первой книгой и оплатил ее издание, корректуру и редактуру, взяли и напечатали. Без вопросов.
— Вас, как писателя, волнует: будут ли читать ваши книги, когда вас не станет?
— Меня, как писателя, волнует, чтобы книга не стала роскошью. Книга в твердой обложке на нормальной мелованной бумаге стоит минимум 500 рублей. Я приехал в Щигры. Знаете, какие там зарплаты? 4 тысячи рублей. И извините, купить на эти деньги книгу за 600-700 рублей... Да они просто не станут этого делать.
«Я снимаю кино про опыты над животными, потому что это важно»
— Давайте поговорим о другом аспекте вашего творчества. О кино. Вы упомянули, что случайно попали на экран.
— Забавная история. Ко мне на улице подошла девушка. Пообщались. Я думал, что хочет познакомиться, а она меня «прослушивала» для телепрограммы. Типаж подошел, дали сценарий, сказали: учи. Прошло немного времени, позвонили, позвали в кино.
— Первая серьезная роль?
— Еще впереди. Хотя у меня нет планов идти далеко в кино. Я сейчас плотно занялся телевидением, и это мне кажется более интересным. Хотя и в кино были хорошие опыты — эпизод в «Тайнах следствия» с Анной Ковальчук, было очень интересно с ней поработать. Над фильмом «Отрыв» с Игорем Петренко было здорово работать. Порезали, правда, много. Там меня и убивали, и трюковал.
— Без дублера?
— Дублером был в другом фильме, как раз Петренко дублировал. Меня и в «Отрыв» за этим же позвали, а я тогда как раз курить бросил, поправился на 23 килограмма. Прихожу на пробы, а у команды глаза круглые: «Что с тобой стало?!» Я руками развел: «Курить бросил, ребят». В итоге дублером не взяли, зато дали роль.
— Сейчас в России идет Год кино. Вы как оцениваете отечественный кинематограф?
— Если его душить не будут дальше господин Михалков и прочие, то будущее есть. Я ведь сам продюсер, снял несколько короткометражек на социальные темы, в последней — об опытах, которые табачные компании ставят на собаках, — сыграл главную роль. На показе зрители плакали.
— Почему социальная тематика?
— Потому что это интересно людям. Снимаю на свои деньги, таким образом спонсоры не могут диктовать свои условия.
— Книги, сериалы, благотворительность... Как все успеваете?
— А я еще и спектакль сейчас ставлю. «Что случилось в зоопарке» — это спектакль, который держит зрителя в напряжении благодаря диалогу всего двух персонажей: состоятельного издателя и писателя, который объявляет о том, что решил покончить с собой. Они знакомятся, и писатель вынуждает издателя его убить. При этом отношение зрителя к обоим героям попеременно меняется по ходу постановки.
— Большая творческая мечта наверняка у вас есть.
— Я хочу после себя оставить как можно больше. Знаете, мне в детстве всегда хотелось иметь знаменитого родственника, гордиться им. Вот я хочу для своих потомков стать тем самым родственником.