* * *
Его отец приехал в СССР из Конго в 70-х. Учиться. В Орле поступил в Учетно-кредитный техникум (ныне — Банковская школа), полюбил русскую девушку и, что называется, пустил на русской равнине корни. Шестерых детей подарила ему орловчанка. Такая вот большая интернациональная многодетная семья. Все дети похожи на папу: кучерявые, улыбчивые, открытые. Дмитрий был третьим. Корреспондент «МК Черноземье» встретился с ним сразу после концерта в колледже, куда пришли не только музыканты, педагоги, студенты, но и его семья, и соседи, что редкость для залов такого рода. И услышал удивительную историю о том, как помогали в нашей стране вырасти и реализоваться необычному мальчонке, и почему на его концерт пришли местные бабушки.
«Я — человек православный»
— Тебя считали талантливым ребенком?
— Нет. Я и не мечтал стать певцом, хотя пел, сколько себя помню, — в церкви. Меня туда привела бабушка в пятилетнем возрасте. Так сошлось, что рядом с церковью на Афанасьевском кладбище был похоронен мой прадед, бабушка ухаживала за его могилой, а меня на это время оставляла в храме, под «присмотр» его настоятеля Иоанна Троицкого. Я помогал ему и по службе, и по хозяйственной части, и звонил, и просвиры пек, и читал, и пел в церковном хоре.
Я ведь почему пошел в музыкальное училище — так тогда назывался Орловский музыкальный колледж, на дирижерско-хоровое отделение? Потому что в будние дни в церкви пел непрофессиональный хор, и меня допускали только к нему, а я мечтал петь с профессионалами, теми, кто служил в церкви по выходным и праздникам, потому что это было совсем другое звучание! Разузнал, что почти все они окончили именно дирижерскохоровое отделение, и пошел туда поступать.
Я был слабенький. В музыкальной школе учился, но не окончил, и потому пошел на подготовительные курсы. Попал к Раисе Сергеевне Анохиной, педагогу по хоровому классу и дирижированию. Она мне дала первичные знания, которые приоткрыли дверь в мир искусства. Ну и, конечно, повезло: в тот год поступало мало мальчиков, а они требовались для укомплектования училищного хора. Все годы по специальности «дирижирование» я учился у Валерия Геннадиевича Пожарского.
— До сих пор в колледже ходят легенды о том, как тебя «открывали». Говорят, до третьего курса ты «молчал», и никто даже не предполагал, что у тебя есть роскошный голос?
— Ну как молчал? Я пел и в училищном хоре, и в церкви. Но дело в том, что басу требуется время для созревания — считается, что он набирает силу вообще только после тридцати лет.
А раскрылся я на «Дубинушке». Мой педагог по вокалу Лариса Егоровна Семенихина тогда ахнула, и все как-то сразу определилось.
И, конечно, церковь сыграла большую роль в моей жизни. И в духовном плане, и в профессиональном. Я поначалу пытался подражать дьяконам. А потом понял, что надо искать себя. Когда понял, закончив дирижерско-хоровое отделение, поступил на вокальное, стажировался у Галины Николаевны Знаменской. А после окончания училища поехал поступать в Санкт-Петербургскую консерваторию. В первый год провалился. Может, и к лучшему, поскольку после этого пошел на прослушивание в Академию молодых певцов при Мариинском театре — и меня взяли. Потом и в консерваторию поступил, окончил. Потом были международные конкурсы, победы…
А в церкви я и сейчас служу. Я человек православный.
Королевские мечты
— Мечты есть?
— А как же! Хочу спеть партию короля Филиппа в опере «Дон Карлос» Джузеппе Верди и короля Рене в опере П.И. Чайковского «Иоланта», и много еще чего.
— Выступать на театральных подмостках хотел с детства?
— Какие подмостки?! Я первый раз «увидел» театр — Большой театр — на видеокассете уже в училище. А в детстве… Картошку надо было сажать, потом обирать ее от колорадских жуков, потом — выкапывать — 30 соток мы сажали в Сосковском районе — семья-то большая.
Когда поехал в Санкт-Петербург, — меня приютил архимандрит Исидор Минаев, он тогда был настоятелем Коневского Рождество-Богородичного монастыря на Ладожском озере — когда-то мы были соседями по дому в Орле. Вот тогда я в первый раз увидел Эрмитаж, оперный театр… И влюбился в этот город. Хотя я и Москву люблю. Многие знакомые мне говорят: да что Москва — суета, вот Питер — да! А я так скажу: мне кажется, что именно Москва — настоящая Россия, а Санкт-Петербург — это уже европейская Россия, как бы наше будущее. Прекрасны оба города.
— Как подбирался репертуар для концерта в колледже?
— Я не пою то, что большей частью пел в колледже. Но была задумка. Орлу ведь 450 лет, и я попросил своих педагогов найти мне песни и романсы на стихи Бунина, Тютчева, Апухтина, Фета. Они спрашивают, почему именно этих поэтов? Отвечаю: так они ж все — орловские. Да ты что, говорят, не может быть! Поудивлялись и подобрали. Я старался порадовать пришедших меня послушать орловцев.
«Человек может все. Если захочет»
— Семья тобой гордится, наверное?
— Мама гордится. Да весь район, наверное, гордится — я имею в виду прихожан. Меня ведь все бабушки знают, они все мои подруги. Вот и на концерт некоторые пришли. Я рад.
— А чем занимаются твои братья, сестры? Певческих талантов в себе еще не открыли, это — не семейные гены?
— Один брат в казаки подался…
— Прости, но какой же из него казак?
— Да вот и я удивляюсь. Ладно, я Ивана Сусанина играю — грим творит чудеса. А тут… Но факт остается фактом. Где-то, кажется, в Новосиле охраняет с казаками церковь.
Другой брат — футболист, в Казани играет. Третий брат пока с профессией окончательно не определился. Что касается сестер, то старшая вышла замуж и живет в Канаде. А младшая еще учится.
— Тебя так радушно встречала публика… Что ты мог бы пожелать ребятам, которые еще только учатся и, может быть, как и ты в свое время, считаются «слабенькими», не раскрылись?
— Массовые лозунги тут ни к чему. На самом деле все очень индивидуально… По православию, человек — это образ и подобие Творца. А Творец все может, если захочет… Я желаю музыкантам, вокалистам, найти то произведение, которое в полной мере раскроет их таланты. Наверное, меня б не было, если бы я когда-то не спел «Дубинушку». Вот пусть у каждого найдется своя «Дубинушка»!
— В следующем году Орловскому музыкальному колледжу исполняется 140 лет. Это одно из самых старейших музыкальных образовательных учреждений в России. Ты приедешь на празднование?
— Не знаю. Но хотел бы. Я очень благодарен колледжу за все.
— И колледж тебе благодарен. Не только за твой талант, не только за то, что не забываешь, но и за… капитальный ремонт. Говорят, именно благодаря студенту Лебамбе здесь все отремонтировали?
— Да, было дело. Шел по лестнице, и вдруг прямо мимо носа пролетел кусок лепнины. Еще б чутьчуть, и… После этого, говорят, вопрос о необходимости проведения ремонта и был решен окончательно. Думаю, тогда меня Петр Ильич Чайковский спас — видели его портрет — висит между первым и вторым этажами? Он глазами отвел тот кусок, решив: пусть этот парень для начала споет партию короля Рене! (Смеется). И я обязательно ее спою!