Казнить или миловать бродячих собак, поселившихся на улицах Черноземья?

В последнее время все чаще в Интернете можно встретить «охи» и «ахи» зоозащитников, возмущенных самим фактом отлова бродячих собак.

К чему это привело попробуем разобраться.

Не так давно в Курске произошел очередной вопиющий случай нападения животных, спасибо, не на человека. Жертвами стали козы, принадлежащие семье переселенцев из Украины. Поселившиеся в дачном поселке в районе телевышки люди во многом полагались на подсобное хозяйство. Хорошим подспорьем в нем были козы, дававшие молоко. Были, пока не пришли собаки.

В последнее время все чаще в Интернете можно встретить «охи» и «ахи» зоозащитников, возмущенных самим фактом отлова бродячих собак.

Собаки переселились во двор детской поликлиники

Псы, которые уже несколько лет не дают спокойно жить ни дачникам, ни жителям близлежащей деревни Гремячки, не просто стаей набросились на коз, но и заодно обучали загону и травле добычи щенков. А теперь подумайте: остановит ли стерилизация этих животных? Отобьет ли у них проснувшийся охотничий инстинкт? Или все-таки нет?

— Я давно начал ходить на дачу кружным путем, — признается курянин Алексей, — потому что от СЧПУ добраться просто невозможно, даже если идти через лес. Здесь, и правда, слишком много собак. Когда-то они охраняли гаражи поблизости, какую-то стройку. Но за годы расплодились и превратились в настоящее бедствие. Своего пса я теперь боюсь вывозить на дачу. Едва учуяв сородича, вся эта свора сразу же несется на тебя.

Не лучше обстоит дело и в частном секторе Курска. Здесь за год с лишним, что не проводился отлов бездомных животных, стаи тоже успели разрастись. Выгуливать домашних любимцев курянам нередко приходится во дворах. О том, чтобы пройтись с ними по городской улице иногда не может быть и речи. Особенно если дело происходит весной или осенью, когда у животных «свадьбы» и в каждом псе они видят потенциального конкурента.

— Еще два-три года назад ко мне домой посмотреть грудничка не смогла прийти патронатная сестра, — признается молодая мама Мария, — на медработника напали собаки. Прохожие помогли отбиться, но спускаться под горку к нашему дому она не рискнула. Чуть ниже как раз расположилась основная «свадьба». Сколько раз было, что я и сама не могла выйти из дома. Теперь все еще «веселее». На прошлой неделе вечером пыталась отвести детей в поликлинику на Чумаковской. Мы еле прошли. Во дворе медучреждения гуляло восемь дворняжек. Размерами от пуделя до овчарки. Это все — стая, живущая на этой же улице и решившая с наступлением темноты перебраться во двор поликлиники. И куда жаловаться? Пытались решать через уличкома, но та только руками разводит: улица поставлена на очередь, но когда гицели до нас доедут — одному Богу известно.

Борьба с кормильцами

Понимая, что с самими собаками мало что можно поделать, жители частного сектора объявили негласную войну любителям подкармливать дворняжек. Часто именно сердобольные горожане, несущие на одно и то же место в определенные часы угощение, и приманивают животных. В результате, прознав о дармовых харчах, двортерьеры со всей округи начинают сбегаться, а то и переселяться по новому адресу. Примечательно, что если в высотках находятся любительницы подкормить животных прямо у собственного подъезда, в частном секторе, наоборот, пытаются заманить стаю на соседнюю улицу. Куряне, жители Белинского, так рассказывают об этом: «Несколько раз делали замечания добрым бабушкам, оставляющим еду в наших палисадниках. Не действует. В итоге вместо цветов у нас разрытая земля и свора дворняг. Спрашиваем: почему у себя не кормите? Ответ убивает: «Вы что, ко мне внуки маленькие приезжают, как же я с ними гулять буду, если там собаки будут?!» Как будто у нас детей нет!»

А вот жительница Заводской, пытаясь спасти дворняжек, построила для животных будки в лесу. Туда она отводит их по утрам, а вечерами приводит в гараж. Аккурат под окна соседям. В результате свора, в которой насчитывается, по словам местных жителей, более двадцати животных, не дает уснуть всей улице до самого утра. Понятно, что выселить из гаража дворняг, которых хозяйка решила прятать всеми правдами и неправдами от службы отлова, невозможно — частная территория. Просто так туда не попадешь.

В Курске проблемы начались после того, как у спецавтобазы по уборке города примерно на год забрали соответствующие полномочия. Вот только управление ветеринарии, получившее новые обязанности по наследству, справляться с ними не захотело. И только после того, как спецавтобаза поменяла статус на акционерное общество и выиграла тендер, что-то начало меняться. Вот только справиться с подросшими за это время щенками из трех-четырех пометов теперь ой как непросто. В списке очередников, уже подавших заявки на зачистку родных улиц, значится более трехсот адресов. Понятно, что решить проблему в один момент едва ли получится.

Заявки от граждан и уличкомов принимаются в Курске по телефону (4712) 22-21-51, с 8.00 до 17.00. Как правило, срок выполнения срочных заявок не превышает трех дней, однако на деле процесс может затянуться. Жители той же улицы Белинского уже полтора месяца назад собрали подписи в поддержку отлова собак. Воз и ныне там.

 

От беспредела к закону

Не лучше ситуация с отловом бродячих животных обстоит и в Липецкой области. Здесь также нередко палки в колеса представителям власти ставят зоозащитники, которые при этом не слишком-то спешат ни забирать по домам дворняг, ни выручать из центров передержки собак и кошек до того, как их усыпят.

Жителям Липецкой области с информацией о бездомных животных стоит обращаться по номерам (4742) 21-10-34, 21-10-24, 21-10-20.

Липецк как раз тот удивительный уголок страны, где с бродячими собаками решили обращаться вежливо. Усыплять стараются только безнадежно больных, остальных — стерилизуют и отпускают. Жалоб от жителей, особенно частного сектора — масса. Тем временем зоозащитники остро реагируют на любую попытку догхантеров взять ситуацию под собственный контроль. Каждый случай отравления собак таблетками или тем более дротиками с ядом собирает митинги и находит живой отклик в прессе. На фоне подобных сообщений рассказы тех, кто пострадал от встречи с дворнягами, как-то теряются. Так, рассказ одного из фермеров, жителя поселка 10-я Шахта, которого стая лишила значительной части поголовья овец летом этого года, практически не нашел отклика в среде интернет-пользователей. Опубликовавшие историю порталы почти не получили комментариев, да и просмотров статьи набрали куда меньше, чем рассказ об очередной попытке строительства пункта передержки для животных или митинга в их защиту. Вот только стоит ли считать подобные акции плюсом к карме, когда на счету безопасность — вопрос риторический.

Именно при мониторинге липецких порталов нам довелось встретить уникальное высказывание от имени различных пользователей, тут-там появляющееся в Сети. Мол, ладно собаки, но дворовые коты кому помешали? Они же бешенством не болеют? Ситуация тем более уникальная, что по Черноземью в последнее время основная часть случаев выявленного бешенства животных связана именно с этими усатыми-полосатыми. К которым между тем мамы охотно подпускают детей. Вы можете представить на детской площадке родительницу, подталкивающую двухлетнего кроху к незнакомой дворняге ростом с теленка со словами: «Посмотри, какая милая собачка, хочешь погладить?» Между тем представьте на месте пса котика и вы поймете, что подобная картина — далеко не редкость.

Спокойствие прежде всего

Собственно, в Орле и области через этот этап: поймать и отпустить животных — тоже успели пройти. И жители, особенно областного центра, уже менее сентиментальны по отношению к дворнягам, нежели их соседи из Липецка. Оценить, что своры даже после стерилизации прирастают и становятся только агрессивнее, здесь успели уже в полной мере.

Только за этот год несколько раз дворняги пытались напасть на животных, обитателей «Детского парка». Волна возмущения горожан была не меньше, чем после известия, что в областном центре намерены установить памятник царю-основателю. Если даже не больше. Умиляться собачкам с желтыми бирочками в ушах — знаком того, что животное стерилизовано и энное количество времени назад единожды обследовано медиками, в городе первого салюта не спешат. В регионе достаточно жестко обозначены условия отлова бездомных собак. Да, их теперь не расстреливают прямо на улицах, чтобы не травмировать горожан, и особенно детей. До усыпления собак проходит определенное время для того, чтобы возможный хозяин, у которого пес, сорвавшись с цепи, отправился гулять, успел его отыскать и спасти. Да и заявки принимают не анонимно и только в письменном виде, чтобы избежать, скажем, ликвидации соседских псов из мести. Заявки на ликвидацию дворняг принимают в администрациях городских округов. Это на бумаге. А на деле?

А на деле период активной любви к животным для орловцев едва не обернулся полной потерей пункта передержки и расселением по улицам дворняг. Об отлове организации, ответственные за его проведение, почти полностью забыли, а вопрос того, кому же вести контроль популяции двортерьеров, повис в воздухе. Причина, как и в курском случае, в законодательных несостыковках и том, что никак не удается найти, кто же будет вести контроль за этой деятельностью. Единственное, что отличает в лучшую сторону Орел от Липецка — большая усталость местных жителей от стай бродячих собак. Здесь отстаивать их интересы едва ли будут, особенно с учетом того, сколько случаев нападения дворняг на людей и домашних животных бывает по весне и осени в период массовых «свадеб».

Белгородцы спят спокойно

Найти в Интернете сведения о нападениях бродячих собак на людей в Белгороде достаточно проблематично. Примерно с 2009-2010 года ситуация с отловом животных была взята под жесточайший контроль региональной властью. В итоге самый громкий случай этого года, всколыхнувший соцсети — отстрел дворняг на территории одного из детских садов областного центра весной этого года. При этом пострадавших среди людей, ни от животных, ни от охотников за ними также нет.

Во Всемирной сети можно отыскать сразу несколько служб, которые занимаются как передержкой животных, так и их отловом, работает и пансионат временного содержания для собак, куда, судя по отзывам в соцсетях, нередко приезжают за домашним любимцем. То есть система работать может? Не обязательно усыплять всех подряд? Необязательно. Но необязательно ровно с того момента, когда на улицах почти не осталось бродячих псов и за теми животными, которые еще не обрели дом, реально следить, прививать, отправлять в приюты, а не тогда, как под приют по-хорошему, стоит отвести хорошего размера поселок, поскольку меньшая территория не способна будет вместить всех питомцев.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 28 сентября 2016

Заголовок в газете: Дворняжкина жизнь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру