Здоровье курян дешевле мусора?

Президент России отреагировал на расследование журналистов «МК Черноземье» быстрее курских чиновников

С начала ноября, точнее — с пятого числа, каждые несколько дней — по одному или вдвоем — журналисты «МК Черноземье» отправляются на... мусорку. С того момента, как началось наше расследование, прошел без малого месяц. А началось оно тогда, когда на несанкционированной свалке неподалеку от Курска вперемешку с бытовыми отходами были обнаружены желтые мешки с кровавыми ошметками плоти, бинтами, ватой и прочими медицинскими отходами.

Президент России отреагировал на расследование журналистов «МК Черноземье» быстрее курских чиновников
В этот раз вместе с нами в поездку отправился Алексей Савенко, помощник депута Курской областной Думы Алексанра Егорова

SOS! почти месяц спустя

Спустя 25 дней после первой публикации здесь мало что изменилось.

Нет-нет. Власти не бездействуют. На наши запросы о вопиющем нарушении бактериологической безопасности с требованием найти и наказать виновных в том, что оно стало возможным, ответили все инстанции и службы, к руководству которых эти запросы были обращены. Правда, в основном — в том формате, что к они к этому отношения не имеют, надзирать и контролировать, мол, не уполномочены.

Но была и создана 15 ноября межведомственная комиссия по инициативе руководителя комитета здравоохранения администрации Курской области для расследования озвученной нами ситуации, с результатами которого курян было обещано ознакомить сразу по его завершении. К слову, того же 15 ноября в числе одного из наиболее припозднившихся официальных ответов нами было получено письмо из Роспотребнадзора. В нем сообщалось, что «с целью проверки фактов, озвученных в публикации» будут проведены «административные расследования» в отношении организаций, оказавшихся нерадивыми мусорщиками...»

Кстати, факты того, что опасные и особо опасные отходы из курских лечебных учреждений вывозятся и выбрасываются на свалки вместе с бытовыми отходами были нами не только озвучены, но и подтверждены документально. В виде фото и видео — это для того, если вдруг у кого-то возникнет желание «в результате проведенной проверки» не обнаружить «подтверждения фактов, озвученных в публикации». А также зафиксированы сотрудниками полиции. Но, видимо, мы волновались зря.

С момента создания комиссии и начала «административных расследований» Роспотребнадзора прошло ровно две недели. Ни о каких результатах этих «телодвижений» нам по-прежнему неизвестно. Да и есть ли они? Расследования и результаты? Складывается впечатление, что здоровье курян дешевле мусора? По крайней мере, для многочисленных контролирующих органов региона, как и для, собственно, некоторых курских мусорщиков. Но не для «МК» и... не для президента России.

Халаты, шприцы, остатки лекарств посреди мусора из квартир — норма?

Реакция на высшем уровне?

25 ноября, когда журналисты «МК Черноземье» в очередной раз выехали на свалку в поселок Карла Либкнехта, в Москве президент России Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и планированию приоритетных проектов говорил об экологии.

— В первую очередь, нужно разобраться с накопленными отходами, ликвидировать наиболее крупные залежи мусора, которые в прямом смысле слова отравляют людям жизнь. Не менее важно создать карту мусорных свалок, в особенности незаконных, и привлечь к этой работе общественность, сделать так, чтобы каждый желающий мог не только сообщать о незаконной свалке, но и обратиться за проведением соответствующей проверки, — заявил президент.

Более ясно озвучить позицию по данному вопросу сложно, не правда ли? Но Москва и Путин далеко. А свалка, о которой «МК Черноземье» пишет с начала ноября, вот она, под боком. И по-прежнему является ярким олицетворением отношения различных региональных деятелей к исполнению задач, мнению и позиции руководства страны...

Впрочем, вся эта история с неутилизированными опасными медицинскими отходами, которые журналисты «МК Черноземье» обнаружили 5 ноября на поле возле поселка Карла Либкнехта, может оказаться серьезнее, чем мы предполагали в начале нашего расследования. Мусорная свалка продолжает преподносить новые сюрпризы.

За будкой прятался... полигон

Еще пару недель назад можно было предположить, что пакеты с отходами Курской областной клинической больницы оказались там случайно. Ну просто потому, что какой-то мелкий «стрелочник», например, из числа сотрудников ООО «Экотранс», с которым у медучреждения заключен контракт на вывоз медотходов категории «Б», халатно отнесся к своим обязанностям. Сегодня такое предположение будет выглядеть наивно, а то и просто глупо. Последние находки, впрочем, как и само расположение свалки свидетельствует, на наш взгляд, о целенаправленном захоронении не только бытовых, но и особо опасных медотходов с грубыми нарушениями норм СанПина, норм эпидемиологической и бактериологической безопасности. А также о вопиющем нарушении экологической безопасности региона, каковым является загрязнение продуктами гниения отходов бассейна основной водной артерии Курской области — реки Сейм.

Того же 25 ноября, по имевшейся в редакции информации, члены межведомственной рабочей группы должны были выехать и осмотреть место, где журналистами были обнаружены медотходы категории «Б». По каким-то причинам выезд комиссии не состоялся.

Впрочем, на поле возле густонаселенного поселка было все как обычно. Кучи мусора, которых там быть не должно было, никуда не исчезли. А печь ООО «Экотранс», в которой должны, по идее, сжигаться опасные отходы, на юридически закрепленном за нею месте не появилась. Правда, возле будки, в которой нами была обнаружена страшная находка, вместо нескольких разорванных желтых пакетов, часть содержимого которых, очевидно, уже сожрали крысы или собаки, валялись, простите, обгаженные мужские штаны. Однако, сопровождавший нас в этот раз Алексей Савенко, помощник депутата Курской областной Думы Александра Егорова, как оказалось, днем ранее сделал ряд более интересных открытий, до которых мы просто не дошли. В прямом смысле слова. Ногами.

Сколько опасных медотходов скрыто в этих грудах?

Гнилье со свалок в краны на кухни?

Воодушевляющими открытия Алексея назвать сложно. Скорее — шокирующими. Хотя, казалось бы, — куда уж больше. Не более чем в сотне метров от места, где пресловутые медицинские отходы категории «Б» пролежали две недели, прямо между двух клиньев пахотных земель мы увидели... настоящий мусорный полигон. Очевидно — несанкционированный. И хотя съезд с трассы к нему перегорожен бетонными плитами, параллельно перекрытой дороге проходит утрамбованный большегрузами проселок, по которому сюда регулярно приезжают для разгрузки мусоровозы. И скапливается на этой свалке далеко не один бытовой мусор.

Как минимум в трех локациях свежеобнаруженной свалки мы нашли все те же желтые пакеты с опасными отходами из медицинских учреждений. Это то, что лежит сверху груд бытовых отходов. Сколько медотходов не сожжено, а скрыто под верхними слоями, в нескольких десятках метров от посевов озимых, остается только гадать. Но и это оказалось не самым страшным из «открытий» дня.

Пройдя еще пару немного, мы вышли к оврагу с естественным водоемом посреди него.

— Здесь на краю свалки находится выход грунтовых вод, — поясняет нам Алексей Савенко, — видны тростник и камыш, а значит, это постоянный естественный водоем, который получается входит в бассейн реки Сейм.

Что это означает? Лишь то, что эта свалка напрямую заражает гнилостными бактериями, микроорганизмами и токсинами воду, которая после фильтрации попадает в водопровод уже как питьевая. До самого водоема свалке осталось доползти около 70 метров рыхлого чернозема...

«МК Черноземье»: Алексей, а вам не кажется, что ее сейчас пытаются убрать?

Алексей Савенков: Ее не убрать пытаются, а расчищают новое место под мусор. Если бы свалку пытались убрать, то мы бы видели следы работы экскаватора. Перед нами же — следы работы бульдозера. Это стандартный метод: бульдозером сдвигается один массив, освобождая место для новых поступлений отходов и нечистот. Посмотрите на этот овраг! Тут не одну сотню тысяч кубометров можно спрятать...

И вот еще что... Чувствуется как холодно, а свалка дымится. Продукты горения потом осядут на эти вот поля. Попадут в хлеб. Который будем есть мы с вами. Как думаете, как скоро мы станем поставщиками медотходов, если не самими отходами, к удовольствию и выгоде устроителей подобных «оазисов»?

Бояться трансов стоит не только в Тае

Так кто это все-таки? Что это за организации и кто эти люди, которым, как нам кажется, мусор и барыши, приносимые лично им, дороже здоровья курян? Различные «трансы». И речь не о далеких тайских трансвеститах.

Надо сказать, что кроме казенных отписок редакция «МК Черноземье» получила ряд ответов, отчасти проясняющих то, на ком лежит ответственность за возможные вспышки эпидемий и почти неминуемую в недалеком будущем экологическую катастрофу, а также ставших началом новой ветви нашего расследования.

Так, заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Курской и Орловской областям Александр Миненков сообщил, что «...сотрудники обследовали земельный участок в указанном месте... По результатам обследования с прокуратурой Курской области согласована внеплановая проверка в отношении ООО «Эко Транс»...». Обрадоваться бы — вот они, результаты. Но мы впали в ступор. Мы месяц писали о том, что опасные отходы вместе с бытовыми на свалках выгружает предположительно ООО «Экотранс». Кого проверять-то будут? ООО «Экотранс» или ООО «Эко Транс»?

Кстати, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении генерального директора ООО «Экотранс» Елены Вялых было отменено и возвращено следователям для дополнительной проверки. То есть там проверять Россельхознадзору особо нечего, вопрос на стадии пересмотра и возбуждения уголовного дела. Что же это за новоявленный «транс»? Есть ли такая организация вообще? Мы решили выяснить это. Так началось еще одно журналистское расследование внутри текущего. Можно сказать, лишь благодаря грамматической неточности (? — авт.) в одном из официальных ответов.

Удобрение для озимых?

Что такое Уроборус

На днях в одной из региональных газет была опубликована заметка о том, что вскоре в Курской области появится крупный оператор по утилизации отходов. Одним из респондентов оказался гендиректор некоего, таки существующего ООО «Эко Транс», Сергей Лобачев. Мы решили выяснить, могут ли господин Лобачев и его фирма быть как-либо связаны с госпожой Вялых и ООО «Экотранс»? И выяснили. Могут.

Как оказалось, ООО «Эко Транс» и ООО «Экотранс», а с недавних пор и трансформированная из муниципального предприятия в акционерное общество «спецавтобаза по уборке Курска», располагаются по одному почтовому адресу — в Курске, на улице Энгельса, 171. Но даже это обстоятельство является не самым пикантным в этой транс-истории.

Так вот, директор «Спецавтобазы» господин Шкляр некогда являлся учредителем и гендиректором ООО «Ресурсная фирма «Станкоснаб», зарегистрированной подобно 40 таким же ООО в числе которых и ООО «Эко Транс» по некоему адресу массовой регистрации. Знаете, что такое «адрес массовой регистрации»? На слэнге налоговиков это юрадрес для «помоек» — фирм однодневок и контор с сомнительной репутацией. На должности гендиректора «Станкоснаба» господина Шкляра сменил не кто иной, как господин Лобачев, ныне гендиректор «Эко Транса». 18 из 20 тысяч рублей уставного капитала которого внесла... госпожа Вялых. Остаток, правда, не ее, нет. Управляющей Компании «ЛАД». А Елена Вялых в УК «ЛАД» просто гендиректор. И учредитель с 99% собственности. Кстати, как у учредителя ООО «Экотранс», у госпожи Вялых доля даже на 4 процента поменьше — 95%. Оставшиеся пять процентов принадлежат УК «ЛАД», зарегистрированной кстати также по «адресу массовой регистрации», на котором «висят» еще пять «фирм».

К чему нужен весь этот немыслимый эквивалент уроборуса? Что за бессмысленное хитросплетение? — спросит читатель. Читателю простительно, он ведь не следователь ОБЭП.

И дальнейшее повествование читателю, скорее всего, покажется неинтересным. Если он, конечно, не следователь ОБЭП.

Далее — сухо и по существу

Нам случайно на глаза попался контракт от 24 мая 2016 года на «Оказание услуг по вывозу и размещению отходов» для нужд некоей структуры, расположенной в Западном округе Москвы на сумму 36 379 731 рублей. Участниками конкурса были курское ООО «Экотранс» и ООО «Клининг-Логистика». Контракт был заключен со вторым ООО — «Клининг-Логистика», держателем 51% которого является УК «ЛАД», суть — Елена Вялых.

Из числа подобных ярких примеров осмысленности казуистических уроборусов, мастером в создании которых, как нам кажется, является госпожа Вялых, — случай двухлетней давности, когда в июне 2014 года за утилизацию отходов из Курской областной клинической больницы (номер закупки 0344200010614000139) боролись ООО «Экотрас», тогда еще МУП «Спецавтобаза по уборке...» и… ООО «Эко Транс». Выиграло ООО, в котором гендиректор — госпожа Вялых. Иной какой-то вариант возможен ли был?

Банки из-под пива, йогурт, отходы класса «Б» — привычное соседство на курских свалках?

Еще немного цифр на закуску

Стоимость утилизации медотходов категорий «Б» и «В» по России — от 60 до 120 рублей за килограмм. Средняя себестоимость утилизации медотходов категории «Б» и «В» сопоставима. В Курске это порядка 20 рублей за кило.

ООО «Экотранс» должно было утилизировать, то есть сжечь в инсинераторной установке с июля по декабрь 2016:

Из Курского областного туберкулезного диспансера — четыре с половиной тонны особо опасных отходов (что такое «палочка Коха» все в курсе? — авт.). Сумма контракта — всего сто тысяч рублей. То есть по 22 рубля за килограмм.

Из Курской областной психиатрической больницы за это же время должно было быть вывезено и сожжено 3 тонны подобных отходов. За символическую сумму в 85 тысяч рублей. По 28 рублей за кило.

Есть вопросы

Вопрос: при каком условии может быть выгодным бизнес по утилизации при таких расценках?

Ответ: если отходы категорий «Б» и «В» не сжигать, а выбрасывать вместе с твердыми бытовыми отходами, стоимость утилизации которых колеблется в пределах 1 рубля 50 копеек.

И еще один вопрос. Риторический, то есть не требующий, по нашему мнению, ответа: учитывая, что в течение ноября, выехав пять раз на место предполагаемой дислокации оборудования ООО «Экотранс» мы ни разу не только не застали работающей инсинераторную печь экотрансовцев, но даже и не видели ее в реальности, можно ли предположить, что ООО «Экотранс» работает как положено? По закону, по нормам, по правилам, не наплевав на здоровье курян и будущих поколений?

Журналистский запрос редакции «МК Черноземье»

В соответствии с Законом «О СМИ» редакция «МК Черноземье» просит считать данную публикацию журналистским запросом в Правительство РФ, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и министру Донскому Евгению Ефимовичу, а также в УМВД РФ по Курской области. Просим Вас проверить: «являются ли факты, касающиеся деятельности гражданки РФ Вялых Е. В., перечисленные в данной публикации, соответствующими действительности в полном объеме? Если да, то не является ли эта деятельность угрозой экологической и эпидемиологической безопасности России?» 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру