Сергей Емельянов уверен: образование, наука и творчество — гарантия успеха

С ректором ЮЗГУ беседовал корреспондент "МК Черноземье"

За работой Юго-Западного государственного университета мы наблюдаем долго, и, конечно, у нас появилась масса вопросов к его руководству. Как удалось превратить курский политех в ведущий классический вуз Центральной России, стать лидерами в сотрудничестве с латиноамериканскими странами, выиграть огромное количество грантов на развитие науки, разрабатывать уникальные проекты, популярные за рубежом, всегда быть онлайн в социальных сетях? Сергей Емельянов, доктор технических наук, профессор, ректор ЮЗГУ, поделился с корреспондентом «МК Черноземье» секретом прорыва и рассказал о планах на будущее.

С ректором ЮЗГУ беседовал корреспондент "МК Черноземье"

— Вы активный пользователь социальных сетей. Ежедневно на ваших страничках появляются новости вуза и заметки о вашей работе. Сами их ведете?

— В основном. Если я, например, нахожусь на совещании, то делаю фотографии, пишу небольшую текстовку и отсылаю информацию Денису Синяеву, начальнику управления информации и связей с общественностью, чтобы он оперативно ее разместил.

Вуз всегда проводит очень много работ, но это надо суметь донести: что делаем и в каком объеме. В пятницу, например, состоялись два очень крупных мероприятия российского масштаба. Впервые в Курске мы провели Хакатон, куда приехали специалисты из Рязани, Тулы и других городов. Посетили форум и крупные московские IT-корпорации. Второе мероприятие началось еще в четверг, а в пятницу состоялся гала-концерт — III Творческий фестиваль студенческих отрядов ЦФО. Тула, Липецк, Белгород, Орел, Калуга, Москва, Воронеж — большая часть регионов собралась в ЮЗГУ.

Проводя всю эту работу, мы с молодыми коллегами подумали, что нужно освещать подобные мероприятия через странички ректора. Может, и не всегда мне удается их посещать, но в любом случае я даю свой комментарий. Даже находясь в командировке, стараюсь рассказывать то, чем занимаюсь. Это тоже большой объем работы, о котором нужно говорить. Ректор не отдыхает, а приносит пользу родному университету.

— Курский политех с вашим назначением на должность ректора в 2008 году превратился в ЮЗГУ. Вы проводите очень много масштабных мероприятий не только в пределах нашего города и страны, но и за границей. Скажите, вы вообще спите по ночам? Как вам удается поддерживать университет и его активную жизнь? Выходные бывают?

— К сожалению, выходных у меня нет. В отпуск за последние семь-восемь лет мне не удавалось сходить. Мечтаю в этом году взять хотя бы 10 дней. Чуть-чуть передохнуть. На самом деле подустал. И морально, и физически. Поэтому, думаю, можно взять тайм-аут, немного восстановить силы.

Скажу так, если руководитель любой организации, будь то вуз или промышленное предприятие, желает, чтобы она поднялась с коленей, стала прогрессивной, на молодежном сленге — продвинутой, то работа должна строиться очень просто — в 6.30 я на работе. За это время успеваю подписать бумаги, потому как к вечеру уже тяжело работать с тем объемом информации, который у тебя в голове.

Когда ко мне поступают приказы, понятно, что мои коллеги все согласовали, и мне нужно формально поставить подпись, я их все равно прочитываю. Радуюсь приказам, когда наши девушки меняют фамилии с выходом замуж. Радуюсь, когда сотрудницы молодые или студенты пишут: «Прошу предоставить мне декретный отпуск». Огорчаюсь, когда кого-то отчисляем за неуспеваемость. Я уверен, что глупых людей нет, а есть лень, но все равно с горечью подписываю такие приказы. Может, даже и виню в этом нас, что где-то недоработали, где-то с родителями, возможно, нужно было поработать. Когда открываются научные темы — очень приятно. Так понимаешь, что вузу принесли очередной грант, финансовые средства. Разные приказы поступают.

Еще плюс накапливается ряд документов, которые нам посылают сторонние организации. Например, от нашего родного Министерства (Мин. обр. науки — Прим. автора). Их необходимо вычитывать, понимать, что мы должны выполнить и к какому сроку. Спрос жесткий. Поэтому приходится во все вчитываться и отписывать по назначению и профилю — проректору, начальнику управления, декану.

Самый первый мой приказ, который я подписал в качестве ректора, был направлен на ускорение прохождения бумаг. Раньше приказы в университете шли по семь дней, случалось, что за это время они терялись. Сейчас: первая установка в ректорате — приказ проходит два дня максимум. Когда мы это реализовали, ускорили бюрократическую машину в 3,5 раза, то за последние 10 лет ни один приказ не был утерян. Поэтому, повторюсь, в 6.30 я на работе. Лиф-

теры обижаются, что я не поднимаюсь на лифте. Но до 8.00 я успеваю просмотреть и подписать все бумаги. В 8.00-8.30 уже приходят коллеги с идеями, результатами, проблемами, которые в течение дня нужно решить. Результат вы видите.

То, что Курский политехнический университет стал классическим — не только моя заслуга. Мои предшественники тоже внесли свой вклад. Когда я был еще проректором по науке, я мечтал развить в вузе юридический и экономический факультеты. Да, сейчас наши первые выпускники занимают очень мощные позиции в юридической сфере по России в целом, что очень приятно. Но по кадровому составу он в то время вуз был слабенький. Передо мной была задача: взять два направления — юриспруденцию и экономику и создать из них мощную научную школу.

С помощью своих близких друзей из Москвы, докторов юридических и экономических наук, мы сумели сделать это. Сейчас в вузе работают 30 докторов юридических наук и 27 докторов экономических наук. Для регионального вуза, поверьте мне, как члену Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ, это очень мощное заявление.

На одной из проверок инспектор задал мне вопрос: «Ректор, где ты набрал таких людей, которые знают, что делают и зачем делают?» Я, в шутку конечно, сказал ему следующее: «Наверно, у ректора самая легкая работа. Ему просто нужно найти замечательный коллектив и потом отдыхать и ничего не делать», — смеется Сергей Емельянов.

— Я очень ценю наш коллектив. На самом деле этот коллектив самый работоспособный в Черноземье. Он дружный. Конечно, не без споров. Как говорится — в семье всякое бывает. Как-никак 1700 человек трудятся в ЮЗГУ. Самое ценное для меня, что люди начали слышать, уступать и идти навстречу друг другу. Это приводит к хорошему результату. Думаю, что каждый из наших сотрудников чувствует, что он работает в большой семье, а не просто в коллективе.

— Поговаривают, что существует некое противостояние двух вузов: КГУ и ЮЗГУ. Просматривая ваш сайт, мы обратили внимание, что вы нередко поздравляете коллег из КГУ за какие-либо победы. Существует ли вообще эта борьба?

— Скажу свою точку зрения — я всегда за добросовестную конкуренцию. У многих коллег я учусь. В каждом вузе есть что-то замечательное. Приезжая в любой российский или заграничный вуз, я смотрю, как у них все устроено. Что хорошего в науке, в образовании, в хозяйственной части. Возвращаюсь и полученный опыт внедряю у себя в университете. Это приносит огромную пользу.

Поэтому мне не нравится слово «противостояние». Повторюсь, я всегда за добросовестную конкуренцию. А это в том числе и помощь друг другу. Если коллеги сделали что-то хорошее, достойное, то почему бы не поучиться, почему бы это не взять на вооружение. Не злопыхать — ни в коем случае. Будем говорить так: нужно делать что-то доб-

рое и светлое. Война отвлекает от текущей работы. Не знаю, как мои коллеги смотрят на это, но я за поддержку и помощь друг другу.

— Наверно, вы не обходитесь без поддержки властей? Жизни университета помогает губернатор?

— Безусловно. Совсем недавно я был у Александра Михайлова, и мы обсудили огромное количество вопросов, среди них несколько важных просьб. У губернатора огромное количество дел, поэтому не часто его беспокою. Например, обращался по открытию военной кафедры. Александр Николаевич поддержал нас, написал на имя Сергея Шойгу письмо, и к нам приезжала комиссия из Главного управления кадрами Министерства обороны РФ. Вывод ее передам дословно: «Ваш вуз единственный из заявленных восьми, который готов сейчас начать подготовку кадров для Минобороны».

Часто советуемся с губернатором. В сентябре мы принимаем съезд ассоциации иностранных студентов. Со всей России съедутся делегаты из разных вузов от Дальнего Востока до Калининграда. Приедут также председатель попечительского совета, ректор РУДН и порядка 15-20 послов. Безусловно, это большая честь и ответственность. Сейчас мы составили программу мероприятия, чтобы ее согласовать с губернатором.

К нам уже неоднократно приезжали послы латиноамериканских стран и Карибского бассейна. Их всегда принимал губернатор — обсуждали вопросы взаимодействия и сотрудничества.

— Почему вы решили открыть военную кафедру?

— Мы давно работаем по оборонной тематике. Если что-то случится — это будет противостоянием технологий, а не физической силы. Безусловно, профиль нашего университета соответствует тем задачам, которые ставятся перед подготовкой кадров в области IT-технологий, машиностроения и научных направлений от мехатроники до экзоскелета. Плюс хотим ребятам дать возможность пройти военную подготовку в рамках обучения в университете.

Как правило, она начинается с подготовки сержантов и рядовых, оценки качества обучения, и только потом разрешают готовить офицерский состав. Как говорится, хочешь мира — готовься к войне. Мы должны быть готовы к разным событиям.

Сейчас уже работаем с рядом военных вузов, там наши ребята проходят службу в научных ротах, получая звезды лейтенантов. Ректоры постоянно присылают нам благодарственные письма за подготовку высококлассных специалистов. А выпускников научных рот забирают на работу в Министерство обороны.

Мне хотелось бы, чтобы эти ребята оставались работать и у нас в университете. Они могут не только делать что-то своими руками, но и передавать знания другим поколениям.

— Выпускники вашего вуза часто остаются работать у вас?

— Желающих много. Причем ЮЗГУ — один из немногих вузов, который сохранил бюджетную аспирантуру. Сейчас открывается десятый докторский совет. Поверьте мне, такое количество советов не во всяком национально-исследовательском университете есть. Нам, конечно, хочется оставить многих ребят, но вуз-то не резиновый. Но если мы видим, что ребенок талантливый, то мы можем добавить ставки преподавателей.

Считаю, что кадровый резерв должен состоять из возрастных, среднего и молодого возрастов преподавателей. Если этот триумвират сохраняется, кафедра очень хорошо работает. Но стоит разорвать треугольник — потом будет тяжело восстановить статус кафедры и ее научный потенциал. Помню, когда я пришел работать на кафедре, среднего состава не было. Были те, кому за… и молодежь. Когда приходило время старшему поколению уходить, заменить их было некем. Этот плавный переход, замкнутый треугольник должен быть, иначе система подготовки кадров будет рушиться.

Мы также создали научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем, где собраны, я могу честно сказать, бриллианты России — программисты и айтишники, которые производят фурор на Женевской выставке изобретений и инноваций. Третий раз мы получаем золотые медали за разработки именно в IT-сфере. Ребята работают в научной перспективе, опережая на 15-20 лет научные исследования. Конечно, я их берегу.

— В стенах вашего вуза в минувший понедельник состоялась научно-практическая конференция «Наука для бизнеса». Как вы считаете, наука важна? Или бизнес — это все-таки коммерция?

— Думаю, если сейчас начинать бизнес, он должен быть наукоемким и конкурентоспособным. Проанализируем рынок бизнеса — торговля занята, аграрный сектор тоже. Перечислять можно бесконечно. Поэтому если что-то создавать, то только наукоемким.

Безусловно, нужно помогать нашим предприятиям. В системе инноваций есть провал: наука — отдельно, бизнес — отдельно. Вот эту яму нужно зарастить, засыпать каким-то образом. Этот провал никак не сдвигается с мертвой точки. Мои коллеги пытаются своими силами развить у студентов понимание, что они могут закрыть этот пробел своими идеями. Промышленники, как правило, думаю, оправданно, смотрят на науку так: «Много обещаний — нулевой результат». ЮЗГУ же перешел к тому, что проводит не только теорию, но на выходе обязательно демонстрирует опытный образец изделия. Может быть, сырой, но реально работающий образец. От презентаций все устали.

Очень здорово, что наша совместная работа с Виталием Колчуновым, академиком и завкафедрой строения уникальных сооружений, принесла свои плоды. Первый раз в истории Советского Союза и РФ вузу поручили создать свод правил в строительстве. Да, там очень небольшие деньги, но это почет и уважение.

Я думаю, наука обязательно должна войти в производство. При этом государство дает всевозможные льготы, затраты берет на себя. Уверен, что санкции, которые нам объявили, пошли только на пользу. Наконец, начали смотреть на то, что у нас в России есть. И самое интересное, теперь иностранцы обращаются к нам, чтобы мы для них что-то сделали. Например, испанцы готовы приступить к выпуску нашего экзоскелета. Из Малайзии в вуз на курсы по инновационному менеджменту приезжали 23 крупных бизнесмена; после знакомства с работниками ЮЗГУ они изъявили желание выпускать изделия, основанные на изобретениях наших ученых.

На мой взгляд, конференция «Наука для бизнеса» крайне интересна. А опрос топ-менеджеров наших предприятий показал, что прорыв в науке важен и для бизнеса, и для его конкурентоспособности.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 23 мая 2017

Заголовок в газете: Отдыхать некогда — впереди много работы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру