Орловский Дон Кихот руководствуется призывами Президента

Как бывший замдиректора музыкальной школы стал внештатным сотрудником полиции

За последние пару лет линия жизни заслуженного учителя РФ Федора Корниловского повернулась на 180 градусов. Известный преподаватель музыки, выдающийся домрист, лауреат множества наград, человек, воспитавший образцовые региональные коллективы, поменял классы школы искусств на стены правоохранительных и надзорных органов. Он пытается доказать, что в орловских школах искусств давно процветает беззаконие, а городские власти на это закрывают глаза. Его борьба уже принесла свои плоды — он добился возбуждения трех уголовных дел(!) и стал внештатным сотрудником УМВД. Что же происходит в орловских школах искусств?

Как бывший замдиректора музыкальной школы стал внештатным сотрудником полиции
Фото с сайта Орлец

«Меня отлучили»

В областной столице о Федоре Корниловском слышали все, кто хоть как-то связан с музыкой. Для тех, кто еще не знаком с домристом, которого стараются избегать местные чиновники, поясню: это заслуженный учитель РФ, его ученики — лауреаты всевозможных фестивалей. Но нынче он вместо преподавательской деятельности с утра до глубокой ночи занимается только одним — ведет борьбу с коррупцией в школах искусств. В прямом смысле.

Его комната больше напоминает рабочий кабинет — компьютер и бесчисленное количество папок с документами. Он бережно хранит каждый ответ, полученный от людей в погонах, и каждую отписку от представителей власти. Лишь детские рисунки на стене позволяют увидеть в этом человеке не только опального борца за справедливость, но и самого обыкновенного любящего дедушку.

— Главное, чтобы меня с моими бумагами не выгнали из дома, — шутит Корниловский.

Наверное, он бы и дальше воспитывал плеяду лауреатов и трудился в должности замдиректора школы искусств им. Д.Б. Кабалевского, если бы не выступил против сложившейся системы оплаты труда в музшколах. Два года назад он начал слишком открыто заявлять о том, что в учебном заведении воруют бюджетные деньги и приписывают ставки, что те, кто «в доле», молчат, а несогласных травят.

Сначала говорливого Корниловского пытались сократить — не получилось. Тогда заслуженного учителя уволили по статье. Мол, тот отсутствовал на рабочем месте. Трудовая инспекция и прокуратура встали на его защиту — «МК Черноземье» писал об этом конфликте, однако орловские суды их аргументы проигнорировали. Увольнение признали законным, руководствуясь свидетельскими показаниями бывших коллег Корниловского и сомнительными документами из той самой школы.

«Я говорил: «Воруют!»

— Почему вы до 2015 года о коррупции не говорили? — спрашиваю. — Ее, что, раньше не было?

— Я начал звонить во все колокола еще в 1995 году. При каждой малейшей возможности говорил! Подходил на мероприятиях к начальникам управления культуры, к другим, курирующим вопрос, чиновникам, прямо заявлял: «Воруют!» Но все только отмахивались. А я тогда работал с детьми и просто не имел возможности ходить по полицейским участкам или по прокурорским кабинетам, чтобы чего-то добиться. Это сейчас, когда меня отлучили от музыки, я хожу туда как на работу, — с горечью говорит Корниловский.

Его и сейчас не слышат в кабинетах администрации города Орла, которая является непосредственным работодателем для школ искусств. «Претензии по поводу соучастия в противоправной деятельности, а также в хищении бюджетных средств в адрес администрации и сотрудников школы, Управления культуры администрации города Орла необоснованны и не имеют подтверждения», — написал ему в ответ на очередное письмо тогда еще замглавы муниципалитета Андрей Усиков.

И вот ведь казус: ответ датирован июнем 2015 года. А через несколько месяцев на директора школы Кабалевского Валерия Перцева, уволившего Корниловского, возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество». С ним «за компанию» потянулись его заместители и несколько педагогов — те самые свидетели на суде. Сейчас Перцев уже сам ждет суда, а уголовное дело по поводу деятельности остальных сотрудников школы расследуется. 

«Отличилась» и школа искусств им. М.И. Глинки. В прошлом году ее директора Александра Жердева осудили по статье «Хищение бюджетных денег». Следствие велось не без помощи знаний Корниловского.

«Занято!»

Все это время Федор Корниловский пытается защитить свое имя и вернуться к педагогической и административной работе. Однако не получается.

В прошлом году группа педагогов школы искусств им. С.С. Прокофьева предложила ему стать их директором. Но из затеи ничего не получилось. Ставший к этому времени главой администрации Орла Андрей Усиков назначил другого человека. Получить должность замдиректора в этой же школе тоже не удалось. Новоиспеченная директор Лилия Горбачева предпочла человека неопытного. В ситуацию была вынуждена вмешаться даже прокуратура Северного района: «Дрозд Е.А. опыта работы и необходимого стажа по занимаемой должности не имеет. Назначение на должность заместителя директора учреждения не согласовано с учредителем — Управлением культуры администрации города Орла», — напишет в своем представлении надзорный орган. Кстати, параллельно здесь рассматривают и коллективное заявление работников этой школы, которые в обращении к прокурору Орловской области заявляют о противоправной деятельности в стенах музыкального учреждения как минимум троих последних директоров. «Бесконечная борьба с противоправными действиями Л.Ю. Горбачевой, Н.И. Онищенко, С.В. Пожидаева, которыми нарушались и продолжают нарушаться российские законы, конституционные права и законные интересы преподавателей и родителей, расхищаются бюджетные деньги, выделяемые и зарабатываемые школой, продолжает процветать безответственность и безнаказанность, — отнимала и отнимает силы, здоровье и время, которые так необходимы преподавателям для самореализации и внесения вклада в достижения и получение высоких результатов. Творился и творится этот беспредел исключительно благодаря бездействию и противодействию начальников Управления культуры администрации города Орла», — пишут преподаватели. 

Педагоги просят прокуратуру дать правовую оценку материалам проверки финансово-хозяйственной деятельности школы за последние несколько лет. А также сообщают, что на «несогласных» новый директор объявила травлю.

Вмешиваться нельзя?

В общем, интересная складывается ситуация. В городе Орле всего четыре школы искусств. В одной за «утечку» бюджетных денег возбуждены уголовные дела, а директор ждет суда, в другой уже вынесен обвинительный приговор директору, в третьей коллектив раскололся и половина буквально кричит о коррупции, представление прокурора проигнорировано. Система?

Обращаюсь за разъяснениями к замглавы горадминистрации по социальному блоку Екатерине Данилевской. Однако она никакой порочной системы управления школами искусств не видит:

— Сегодня у нас есть только обращения Федора Корниловского, которые находятся в рассмотрении. Я неоднократно с ним беседовала, просила предоставить мне документы, но пока он их не принес. В случае если из правоохранительных органов или иных уполномоченных структур к нам будут направлены документы с определенными фактами, проанализировав их, мы будем принимать соответствующие решения.

И добавляет про историю с Перцевым:

— С ним мы расторгли контракт, но там действительно были вступившие в силу официальные документы. А принимать решения, пока нет вступившего в силу законного приговора суда, наше законодательство не позволяет. И, наверное, правильно.

Как быть с проигнорированными прокурорскими представлениями, выяснить так и не удалось. По словам Данилевской, администрация в такие вопросы вмешиваться не может.

А вот Корниловский уверен, что может. Возможно, именно эта уверенность руководит им, когда он заявляет о бездействии чиновников в своих обращениях в правоохранительные органы и к Президенту РФ.

— Если учредитель школы — городское управление культуры, то оно имеет право до последней нитки раздеть, одеть, поступить так, как считает нужным. А они говорят, что ничего не могут сделать. А вы думаете, кто советует директорам школ, кого назначать замами? Управление культуры и советует, — убежден Корниловский. 

И снова дела уголовные

Через пару недель после разговора с Данилевской стало известно, что возбуждено еще одно уголовное дело. Фигурантом стал очередной директор очередной школы искусств — школы им. В.С. Калинникова — Александр Козлов. Ему инкриминируется… правильно, мошенничество. И вновь внимание правоохранителей к «бизнесу» привлек Корниловский. А ведь экс-глава горадминистрации Усиков знал о существовании проблемы — Федор Михайлович и ему о ней рассказывал, но…

— Проблему в целом он отрицает. Сказал, что у него хозяйственных дел выше крыши, но, если деньги вернут в бюджет, он пожмет мне руку, — рассказывает Корниловский.

И тут же вновь добавляет, что вся сложившаяся ситуация возможна только при попустительстве властей.

— Соблазн — это страшная вещь. Директора создают себе особые условия — окружают себя родственниками и преданными друзьями, формируют «правильное окружение» и приписывают себе и «своим» часы и уроки, которые не ведут, занимают сразу несколько ставок, будто в сутках не 24 часа, а все 48, — возмущается заслуженный учитель РФ. — А страдают-то дети. Потому что занятия проводятся на бумаге. 

Пока Корниловский борется, Усиков стал руководителем социальной политики региона, и внештатный сотрудник полиции теперь пытается привлечь внимание к проблеме и.о. главы администрации Александра Муромского и мэра Орла Василия Новикова. 

— Обещали разобраться, — воодушевленно сообщает мне Федор Корниловский по телефону, — Василий Федорович дал понять, что я смогу вернуться на работу в какую-либо из школ, вернуться к музыке.

Следующий пошел?

К слову, кроме Федора Корниловского в Орле первоклассных домристов и лауреатов самых престижных конкурсов взращивал и почетный работник допобразования РФ Александр Заболотний, который раньше работал в школе им. В.С. Калинникова под руководством Козлова. Связываюсь с Заболотним, а тот прямо с ходу заявляет: «Воруют!»

— Я сначала подумал, что напрасно Корниловский связался со всем этим. Систему эту не переломить. А сейчас он настолько всех поднял, что они уже тени его боятся, потому что все замараны. Давно надо этот вопрос решать. Там все «одна мафия» — кумовья, друзья, все за счет бюджета кормятся. О детях не думают, а ведь именно им недодают знания…

Но стоило Заболотнему высказаться о недопустимости назначения завучем школы супруги директора, как его трудовые будни превратились в кошмар. Итог — он остался без работы. Как и Корниловский.

А ведь это лучшие педагоги региона! Работал Корниловский — был в школе образцовый детский коллектив. Теперь нет. И Заболотнего сначала ограничили в занятиях, а потом списали «за ненадобностью». Ученики остались без классных педагогов.

В общем, странная ситуация. Очевидно, что в школах искусств Орла одинаковые проблемы: их руководство обогащается за счет дополнительных ставок, не отрабатывая последние, процветает кумовство. Однако учредитель всех этих муниципальных учреждений — управление культуры Орла заняло позицию наблюдателя: вот кого разоблачат правоохранительные органы, того и уволим. А если не разоблачат — значит, все нормально. Но в таком случае кем и чем управляет управление культуры? И почему оно не заинтересовано в бережном отношении к бюджетным средствам Орла, в более эффективном обучении орловских ребятишек музыке? Вопросы, которые пока открыты.

…А все-таки хорошо, что есть такие люди, как Федор Корниловский. Его уже прозвали орловским Дон Кихотом. Посмеиваются. Но ведь Дон Кихот вовсе не пародия на рыцаря. Тот руководствовался такими понятиями, как честь, доблесть и отвага, и Федор Корниловский в своем обращении к президенту Владимиру Путину пишет: «Борясь с коррупцией по Вашему призыву, по зову совести и гражданской позиции…» Надеется, что президент поможет навести в Орле порядок в музыкальных школах, коли чиновники от культуры стоят в сторонке. 

— Они рассчитывают, наверное, что я не выдержу и умру, — усмехается заслуженный учитель, которому 4 июля исполнилось 72 года. — Не дождетесь! Не может так быть, чтобы ложь победила правду!

Если так, то в уголовную хронику попадет еще не один «деятель культуры». Чиновники еще не поняли: Корниловский не сдастся. Он повязывает галстук, берет свое удостоверение внештатного сотрудника полиции, папку с документами и отправляется на очередной прием. Это не его призвание — разоблачать и уличать. Он — домрист и педагог. Но что делать, когда равнодушие убивает музыку?!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 18 июля 2017

Заголовок в газете: А теперь я объявляю вам войну!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру