Орловский театр юного зрителя «Свободное пространство» теряет свободу?

Нечастная история Анны Дулевской

В январе этого года на День печати я вручала премию «За гражданскую активность» орловчанке Анне Дулевской. Эта девушка практически в одиночку реализовала проект «Последний адрес», результатом которого стало установление на пяти орловских домах табличек в память об арестованных и безвинно расстрелянных в годы репрессий жителях этих домов. После чего не один день провела в полицейских стенах, доказывая, что имела на это право. Потом вместе с художественным руководителем театра Александром Михайловым, актерами и просто неравнодушными людьми отстаивала «свободное пространство» перед театром от установки памятника Ивану Грозному, который экс-губернатор Потомский хотел непременно поставить у входа в театр юного зрителя, где Анна работает руководителем рекламно-информационного отдела. Театр от Грозного уберечь удалось, хоть это и вызвало недовольство «наверху», но в сентябре Михайлов уехал из страны, и новое руководство ТЮЗа вдруг посчитало, что театру нужен пресс-секретарь иного качества. Более послушный. Казалось бы, какой пустяк! Однако мне эта история совсем не кажется незначительной.

Нечастная история Анны Дулевской
Фото: Георгий Саркисян

Свободный!

Театр юного зрителя «Свободное пространство», пожалуй, самый востребованный в Орле театр и самый свободолюбивый, что, безусловно, определялось его бессменным художественным руководителем Александром Михайловым, прослужившим здесь 30 лет, поставившим более 40 спектаклей и получившим звание заслуженного деятеля искусств России. В 1991 году, в августовские дни ГКЧП, ТЮЗ был в числе, кажется, всего трех организаций в городе, которые вывесили российский триколор, поддержав таким образом законную власть в стране, когда еще не был известен финал. А в 2016 году актеры во главе с худруком вышли на защиту театра и зрителя от Ивана Грозного, памятник которому намеревались поставить перед входом в ТЮЗ. Такие вот две маленькие детали для понимания этого театра, который сегодня в очередной раз стал ареной не только сценических страстей. Правда, без Михайлова, который в сентябре этого года уехал из России, они иного рода. Известный и любимый орловцами актер Валерий Лагоша, заслуженный артист России, стал художественным руководителем театра, ну а директора в дни противостояния Грозному заменили еще при Михайлове — им стала экс-руководитель провластного областного телерадиовещательного канала Марина Теплова.

Была б статья, а человек найдется?

Вскоре после отъезда Михайлова Дулевской принесли приказ, который фиксировал прогул.

— Да, я не была в тот день в театре, а работала в телерадиокомпании «Истоки», где монтировала фильм о встрече со зрителями, которая прошла у нас в театре в рамках нового проекта «Свободное КИНОпространство». Это нужно для архива. А в театре нет необходимого оборудования. И да, потом я работала еще две субботы, чтобы закончить эту работу.

После того как я написала объяснительную, в «Истоки» приходила юрист и опрашивала сотрудников, была ли я там и сколько времени, говорят, звонила руководителю ТРК и спрашивала, можно ли доверять его секретарю, с которым она разговаривала и который подтвердил мои слова!?.

В какой-то момент меня стали попрекать, что я получаю зарплату из бюджета и работаю в госучреждении. Я не поняла, откуда этот аргумент. К чему? Еще была б зарплата, а она у меня — держаться не за что… Теперь у нас регулярные собрания, чего раньше не было. Они все жутко изматывают, они бессмысленны. На последнем собрании прозвучало: «Мы не ищем виноватых», тем не менее в течение всего часа я отлавливала камни в мой огород. «Вот некоторые…» «Вот некоторые» — это кто? Все сидят и понимают, о ком речь. И я, оказывается, виновата, что есть спектакли, которые проваливаются…

Я не понимаю, что происходит в театре. Есть ощущение, что неудобных нужно каким-то образом выдавить. Против меня с какого-то момента началась агрессивная кампания. Почему так говорю? Потому что ты живешь, работаешь, как обычно, как и раньше, взаимодействуешь со всеми сотрудниками театра, исполняешь все те же самые обязанности, и вдруг какое-то недовольство, тебе приносят странные приказы о том, что ты прогуляла работу, распространила какую-то некорректную информацию, которая возмутила начальника управления культуры… Поневоле закрадывается мысль, что это все неспроста, — делится наболевшим Анна Дулевская, тщательно подбирая слова.

— А что за некорректная информация, которая не понравилась начальнику управления культуры?

— Дословно: «В год 80-летия с момента издания приказа НКВД, открывшего путь к самой массовой операции «большого террора», в историческом центре Москвы — на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца — состоится открытие первого в России общенационального мемориала жертвам политических репрессий «Стена скорби».

30 октября — в День памяти жертв политических репрессий — когда по всей стране будут проходить траурные акции и памятные мероприятия (митинги, возложения венков и цветов к памятникам репрессированным, «уроки памяти» в учебных заведениях и пр.), посвященные памяти людей, погибших и пострадавших в ходе политических репрессий, театр «Свободное пространство» представит премьеру спектакля «Телеграмма» по пьесе Олега Михайлова, посвященной памяти расстрелянного латышского театра «Скатувэ».

Их последний спектакль был показан в театре 8 ноября 1937 года. На сцену вышли одни женщины, так как все мужчины из труппы театра были арестованы НКВД. Через несколько дней женщин тоже арестовали.

27 декабря 1937 года руководство Москвы на основании «нецелесообразности» существования латышского театра в Москве распорядилось его закрыть. К тому времени на свободе не осталось ни одного работника театра, они обвинялись в участии в «латышской националистической фашистской организации».

3 февраля 1938 года артисты и работники театра были расстреляны на Бутовском полигоне НКВД под Москвой в числе 229 латышей, расстрелянных только в тот день. Основатель и режиссер театра Освальд Глазунов избежал ареста, поскольку он был в составе труппы Театра им. Вахтангова. Но позднее, в 1947 году, погиб при несчастном случае в лагере, осужденный «за сотрудничество с немцами».

Спектакль «Телеграмма» — «перечитывание» известного гайдаровского рассказа «Чук и Гек», опубликованного в 1939 году в «Красной нови» под заголовком «Телеграмма», в котором за известным сюжетом скрывается трагедия не только героев пьесы, но и целой страны. Судьба отдельных персонажей отражает дух и проблемы времени. Начало спецпоказа в 16 часов».

— И что тут некорректного?

— Не знаю. Мне не объяснили, хотя я просила объяснить, что тут такого, что создается целый приказ по расследованию (!) ...так и хочется сказать — преступления. В комиссии — директор, худрук, завлит и юрист… Правда, Валерий Евгеньевич Лагоша написал мне, а потом и сказал, что его «женили» без его ведома, что он не знал о своем членстве в комиссии, что только после этого он прочел этот текст и не нашел в нем никакой крамолы.

Тем не менее в день выхода этой информации в СМИ директор в открытую мне сказала: напиши заявление по собственному желанию, пока ситуация не зашла слишком глубоко (это дословно). А еще — что «я не хочу с тобой работать, ты меня не устраиваешь», не устраивает моя квалификация.

— А зрители-то пришли на спектакль после твоего пресс-релиза?

— Да, зал был полон, то есть свою функцию мой пресс-релиз выполнил на 100 процентов…

…Я театралка. Это правда. Меня в театре знали еще со школы, я активно писала на театральном форуме о своих впечатлениях, рецензии, но под ником «Мечтательница». Поэтому в театре долго не могли понять, сколько же мне лет... Потом меня включили в состав молодежного жюри международного фестиваля «LUDI», который в этом году проходил в Орле в седьмой раз, — я тогда уже училась в университете на отделении журналистики. Потом стала работать на местном телевидении. Александру Алексеевичу нравились мои репортажи, сюжеты. И в какой-то момент он поинтересовался, смогу ли я вести сайт театра. Я согласилась, и Александр Алексеевич меня просто принял в свои объятия. А теперь он уехал и…

Сегодня мне дали новый договор — теперь буду подчиняться подруге директора, которую она назначила помощником худрука с функциями завлита.

Что теряет «Свободное пространство»?

Директор театра Марина Теплова в телефонном разговоре сказала мне, что очень уважает гражданскую позицию своей подчиненной, а то, что происходит в театре, — просто проблемы трудовой дисциплины. «Она не подчиняется указаниям, говорит одно — делает другое, никаких планов работы со СМИ, уходит, когда ей надо… Если бы я не работала в СМИ, но я работала, и в пресс-службе губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа работала, и знаю, как правильно писать пресс-релизы: сначала — когда, где, и только потом — справочную информацию. А она сделала с точностью до наоборот!

— У Дулевской есть шанс остаться в театре?

— Не просто шанс, а — пожалуйста! Но правила — наши и под присмотром и руководством, потому что твое видение может не совпадать с видением руководства театра, надо согласовывать то, что транслируешь вовне. А приказ… Для меня он был последней точкой — может быть, хоть он заставит ее самодисциплинироваться.

И еще. Мне смешно читать о том, что мне якобы пришла директива по увольнению Дулевской. Не буду клясться и божиться, но никто мне слова не сказал. Мне важно одно: чтобы зритель пошел в театр.

Вот такая позиция. Четкая, недвусмысленная. Как у Огурцова из комедии «Карнавальная ночь». Только совсем не смешно. Я попросила высказаться о происходящем и бывшего худрука Александра Михайлова. Не потому даже, что он привел в театр Дулевскую, а прежде всего потому, что именно под его руководством театр расцвел и стал тем, что он сегодня пока есть: известным, востребованным, любимым зрителями.

«Не знаю подробностей и причин того, что происходит, так как нахожусь далеко и не хочу фантазировать по этому поводу, — откликнулся прославленный худрук. — Скажу лишь, что меня очень огорчает и поражает эта ситуация. Я знаю Анну как глубоко порядочного, честного и смелого человека. Очень ценю ее как профессионального работника. Не могу поверить, что она внезапно разительно изменилась и стала наносить театру, который она всегда любила, какой-либо вред. Для творческого учреждения, каким является театр, смысл и стиль приказа о служебном расследовании является недопустимым. Это годится разве что для полицейского протокола. Анна — человек очень самостоятельный, творческая личность, и это не всегда удобно для руководства. Командовать послушными, не имеющими своего мнения людьми гораздо проще. Но результаты такой деятельности будут убогими. Творческими людьми надо дорожить, с посредственностями театра не построить. Понятно, что высокая гражданская активность Анны многих раздражает. Но то, что театр потеряет ценного компетентного сотрудника, — безусловно».

Не прислушаться к этим словам просто невозможно, потому что проблема, вообще-то, не в Анне Дулевской как таковой. На мой взгляд, сегодня на кону стоит тот театр, который был создан за последние 30 лет. Кажется, «свободное пространство» канет в Лету.

И все же закончить материал хочется на позитиве — выдержкой из послания Александра Михайлова, которое он сделал в канун последнего юбилея театра. Может, это напомнит былое и сдержит административный восторг:

«Без преувеличения можно сказать, что создание театра юного зрителя — главное событие в культурной жизни Орла второй половины ХХ века. Пожелаем же друг другу, чтобы наш корабль «Свободное пространство» продолжал свое плавание по творческим морям и океанам, открывая новые, неведомые прежде, материки, острова и архипелаги! Будем помнить, что вместе — мы серьезная творческая сила, так будем же помогать и поддерживать друг друга! Вперед, друзья!»

Глядишь, призыв услышат и в областном управлении культуры. Дисциплина и стандарты — это, конечно, важно... без иронии. Особенно на конвейере. Но как бы Орел не потерял свой свободный театр…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 14 ноября 2017

Заголовок в газете: Нечастная история

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру