В режиме экономии
В конце прошлого года специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения провели опрос, в котором участвовали 1600 человек из 46 субъектов РФ. Экспертов ВЦИОМ интересовало, к каким мерам экономии прибегают соотечественники в условиях кризиса. Оказалось, что 34 процента респондентов более полугода покупают менее дорогостоящие товары.
Для сравнения: среди опрошенных в январе 2015 года такой же ответ дали 22 процента человек. Подобный способ экономии, в первую очередь, выбрали пенсионеры и люди с доходом ниже среднего. А 35 процентов респондентов признались, что уже больше шести месяцев совершают покупки реже или отказывают себе в приобретении каких-либо вещей, не тратят деньги на развлечения. Треть опрошенных запасают продукты впрок, ищут дополнительный источник дохода, около четверти занимают в долг у знакомых или в банке. По мнению экспертов ВЦИОМ, в новом году россияне еще не раз прибегнут к подобным мерам приспособления к кризису, а это, в свою очередь, приведет к дальнейшему сокращению потребительского спроса. Потому как накопления будут «съедены», а долги надо будет чем-то отдавать.
Мы стали «более хуже» питаться
Кризис прошелся, в первую очередь, по холодильникам россиян. Принято считать, что людям свойственно «заедать» стресс, но в условиях роста цен эта теория не работает. Например, в прошлом году спрос на молочную продукцию в нашей стране упал: от 1,2 процента на «кисломолочку» до 14 процентов — на сыры.
Отчасти это связано с ее подорожанием, которое коснулась даже городов Черноземья, славящихся своим собственным сельхозпроизводством. Так в Соловьином крае, по данным Курскстата, в декабре цены на «молочку» по сравнению с ноябрем выросли в среднем на 2 процента. В Орловской губернии за месяц на 4,3 — 6,9 процента подорожали глазированные сырки и цельное сухое молоко. Липецкстат отчитался о росте цен на молочную продукцию в регионе на 4 процента. И цены продолжат расти.
Меньше в нашей стране стали есть говядины, подорожавшей на 20 процентов. И в 2016-м ожидается еще плюс 12-15 процентов. Приятным исключением стали белгородские прилавки, на которых аккурат перед Новым годом можно было найти говядину на 0,6 процента дешевле, чем в ноябре. Но куда чаще наши соотечественники покупают свинину и мясо птицы, которые в этом году обещают подешеветь на 2-4 процента за счет увеличения производства собственной продукции. В Белгородской и Липецкой областях и в конце прошлого года отмечали снижение цен на этот вид товара на 0,4 и 1 процент соответственно. А куряне в декабре покупали мясо и птицу на 1 процент дороже, чем в предыдущем месяце, орловцы переплатили за свинину в среднем 6 процентов ее ноябрьской стоимости.
Пришлось покупателям сэкономить и на овощах — их в прошлом году купили на 10 процентов меньше, чем в позапрошлом. К картофелю это не имеет отношения: его продажи увеличились на 20 процентов. Что не удивительно: продукт этот сытный и недорогой. Но к концу зимы и картофель вырастет в цене. Эксперты связывают его подорожание с нехваткой овощехранилищ. Продукт портится — цены растут. Альтернативой могли бы стать товары из Турции, на которую до недавнего времени приходилось 20 процентов овощей, представленных в российских магазинах. Но с 1 января ввоз некоторых турецких сельхозпродуктов к нам запрещен.
Впрочем, дары лета ударили по кошельку наших граждан еще до введения эмбарго. Например, Курскстат перед Новым годом отмечал подорожание помидоров на 70 рублей, огурцов — на 31 рубль, винограда — на 47 рублей, лимонов — на 27 рублей. В Орловской области цены на помидоры выросли в 1,6 раза, на виноград — в 1,2 раза. На треть подорожали огурцы и помидоры на прилавках Белгородчины. О том, что фрукты и овощи рискуют перейти в разряд недешевых товаров, говорят и последние данные Росстата. Если в первую постпраздничную неделю яйца куриные подорожали на 0,4 процента, рыба мороженая, сливочное масло, сметана и молоко — на 0,3 процента, то прирост цен на плодоовощную продукцию начинает свой отсчет с 1,1 процента. Огурцы стали дороже на 1,8 процента, яблоки — на 1,3.
Что еще подорожает в новом году
В новом году производители автомобилей поднимут цены в среднем на три-пять процентов – в этом мнении сходятся многие эксперты.
По данным аналитического агентства «Автостат», в «УАЗ» и «Рено» подорожает весь модельный ряд — на два и пять процентов соответственно. «GM-АВТОВАЗ» на 17 тысяч поднимет цену на автомобиль «Шевроле Нива». В компании «Вольво» стоимость модели S60 вырастет на 65 тысяч рублей, внедорожника XC90 — на 220 тысяч. А корейский бренд «Хендай» предупредил своих покупателей о подорожании автомобилей этой марки на 30 — 90 тысяч (в зависимости от модели) еще в конце прошлого года.
Вырастет в цене и электроника, а также бытовая техника. Сайт Hi-tech Mail.ru приводит цифру от 10 до 30 процентов. Другие эксперты более сдержаны в своих прогнозах и считают, что эта категория товаров подорожает не более чем на 12 процентов. Заметнее всего изменится стоимость смартфонов и ноутбуков, крупная бытовая техника останется относительно недорогой.
Впереди России всей
В свете последних новостей с прилавков не может не радовать тот факт, что потребительская корзины регионов Черноземья по-прежнему ниже средних показателей по стране, которые в декабре составили 3589,9 рубля. Стоимость минимального набора продуктов в Курской области так вообще самая низкая в России — 2867,8 рубля. Причем в передовиках регион оказался уже в пятый раз подряд. В пятерку лидеров вошли также Липецкая и Белгородская области — 3030,5 рублей и 3031,9 рубля соответственно. К слову, самая дорогая потребительская корзина по стране — в Чукотском автономном округе (8392,5 рублей).
Болеть будет дорого
Даже стоимость жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), которая фиксируется государством в рублях, вероятно, поднимется на 8-12 процентов. Остальные медикаменты взлетят в цене процентов на 18, об этом сообщает «Российская газета». Причина подорожания — в ингредиентах лекарств, которые закупаются за рубежом за доллары и евро. Остается напиться с горя от таких новостей… Да дорого. Уже к концу зимы пиво подорожает на 5-10 процентов, вино — на 10-20, водка — на 7-10, — уверены эксперты Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя. На этот раз ведущую роль в подорожании алкоголя сыграют инфляция и курс рубля, если речь идет об импортной продукции. В этот перечень можно включить и такие товары, как шоколад, газеты и книги, отдых на море. Мелочи, скажут выживающие в условиях экономии прагматики. Может, и мелочи. Но такие приятные.