О чем рассказывают космонавты?

Как живут люди за пределами планеты Земля?

Пообщаться с космонавтами, которые пролетают над Землей? В век высоких технологий это реально. Более того — под силу даже детям. «МК Черноземье» побывал в курской школе № 50, где такие разговоры стали хорошей традицией.

Как живут люди за пределами планеты Земля?

— Связь с орбитой установлена, вы можете поздороваться и задать свои вопросы, — говорит учитель.

Но в ответ тишина. Ребята ошарашены и растеряны: неужели действительно на связи самый настоящий космос? Удивлены не только ученики, преподаватели тоже. Вот ты уверенно стоишь ногами на земле, а в это время твой собеседник парит в невесомости. Разве не чудо?

Без подготовки вход воспрещен

В космос обычных людей не пускают. Чтобы полететь на орбиту, надо разобраться с космическим оборудованием, а для этого нужны знания в самых разных отраслях: в физике, в технике, в электронике, наконец, и во многих других науках. Чтобы освоить все это, космонавты проходят долгий курс обучения.

К слову, школьникам тоже пришлось пройти подготовку перед беседой с покорителями космоса. В течение нескольких часов ребята обсуждали темы, которые могли бы обсудить с космонавтами. Так о чем же говорят в невесомости?

Как правильно подготовиться?

— Перед полетами в космос необходимо готовиться очень долго, — рассказывал ребятам Герой России Александр Лазуткин. — Помимо того, что производится долгий и точный расчет того, куда приземлится корабль, как он будет вести себя в космосе, нужно провести необходимые исследования технического состояния корабля. И лишь после этого можно переходить к подготовке космонавтов.

— При взлете и посадке человек, находящийся в аппарате, испытывает огромную нагрузку. Это обусловлено резкой сменой давления и веса. Средняя скорость, которую развивает корабль при подъеме на орбиту, составляет  4 км/с, в этот момент вес человека увеличивается в разы. Это огромный стресс, но ведь именно в это время космонавту необходимо следить за приборами и еще держать связь с Землей и докладывать о том, как проходит полет. Чтобы человек был адаптирован к таким условиям, на подготовительном этапе разрабатывают целый комплекс тренировок, упражнений, создаются определенные условия, которые приближены к тому, что будет на орбите. 

На Земле космонавты проходят испытания центрифугой. К слову, выдерживают их лишь немногие. Центрифуга — это чудовищная нагрузка на вестибулярный аппарат человека. А в состоянии невесомости, на орбите, космонавт, да и любой другой предмет, теряет свой вес и неподготовленному человеку с этим достаточно сложно справиться. Чтобы космонавт знал, как действовать в таких условиях, на Земле создаются условия, максимально приближенные к реальным в космосе. Также космонавтов можно назвать дайверами, в какой-то степени, потому что одно из испытаний — это погружение в воду на большую глубину.

Какой эффект оказывают на школьников такие беседы? Третьеклассники, например, слушавшие Лазуткина с открытыми ртами, тут же изъявили желание стать космонавтами. И что самое удивительное — в большинстве своем это были девочки.

Космоеда

Беседа была оживленной, касалась разных сторон жизни космонавтов в полете. Ученица 3 «А» класса спрашивает у героя, несколько смущаясь:

— А что вы кушаете?

Улыбаясь, Александр говорит, что в космосе нет особых ограничений, только у каждого свой рацион, который подбирается индивидуально под всех членов экипажа. Но можно и борщ найти, и творог.

— Сейчас, наверное, все представили тюбики с едой, из которой вылетает еда, а мы за ней по всему кораблю летаем. Нет, это уже давно не так, сейчас еду нам дают в специальных пакетах компрессионных. Так блюда почти не теряют своей ценности и дают больше сил и энергии. Я всегда хотел попробовать такую еду, с самого детства, — говорит Лазуткин. — Уже в детском саду я знал, что хочу быть космонавтом. Шел к этому всю свою жизнь: занимался спортом, правильно питался, не имел вредных привычек. В результате — добился своей цели.

Побывать выше облаков

Юрий Владимирович Усачев сейчас является командиром отряда «Энергия». За свою жизнь он совершил четыре полета в космос. Кроме того, был в его карьере короткий полет на «Шатре» и длительный, полугодовой, полет на МКС. В космосе он находился полтора года.

Все восемнадцать месяцев, проведенные за пределами родной планеты, он вел личный дневник, куда вписывал личные переживания, наблюдения, впечатления, там он в деталях описывал свой опыт выживания в космосе в экстремальных условиях, говорил о том, как привыкал и приспосабливался. После полета Юрий Владимирович написал книгу, которая называется «Дневник космонавта. Три жизни в космосе». На ее страницах подробно описан весь полет, все переживания, которые испытывает человек в период от взлета до посадки.

Больше всего изданием заинтересовались ребята, которые пишут в школьную газету «Яркая полоса». Ведь человек, который всю жизнь работал в другой сфере, вдруг взял и написал книгу! Корреспондент газеты Мелекханум Гасымова, ученица 8 «А» класса, спросила о том, что сподвигло космонавта взять в руки ручку и бумагу.

— Я хотел поделиться своими переживания со всеми, кто не может по каким-то причинам побывать там, выше облаков, — улыбнувшись, ответил этот удивительный человек.

«МИР» плюс «Орбита»

Ученики школы        № 50 и специально созданный отряд «Орбита», в состав которого входят инициативные ребята, интересующиеся космосом, встретились с заместителем председателя межрегиональной молодежной общественной организации «МИР» Аленой Скобочкиной. 

Алена рассказала, что «МИР» проводит встречи с космонавтами для школьников и студентов, онлайн уроки, один из которых называется «Урок мира». Кроме того, молодежная организация привлекает силы добровольцев для того, чтобы снимать фильмы для психологической поддержки космонавтов во время их полетов.

Одним из них стал так называемый песочный фильм. Историю космонавтов, улетевших с Земли, рисовали на песке. Это спокойное и одновременно завораживающее зрелище.

А еще с помощью волонтеров был снят флешмоб в поддержку космонавтов. Как рассказали сами покорители космоса, эти видеоролики им очень помогают, поддерживают их в тонусе. С одной стороны, это по-настоящему здорово и увлекательно — быть полезными настоящим героям. А с другой — нам, не поднимавшимся выше атмосферы, сложно представить, что происходит с человеком в момент нахождения в невесомости. Но одно совершенно точно: мысли о том, что на Земле тебя ждут, тобой гордятся и в тебя верят, просто жизненно необходимы.

— Мне, кажется, что космонавты — это сверхлюди, которые обладают невероятным разумом, разобраться в космической технике ведь невероятно сложно. Я горжусь тем, что смогла лично познакомиться с одним из таких людей, — поделилась Дарья Ефремова, ученица 10 класса. — Наверное, сейчас я могу сказать, что рада такой встрече и что эти люди вдохновляют меня. Я состою в команде отряда «Орбита», и готова внести свой вклад в поддержку российских космонавтов.

Продолжим традиции

В школе № 50 общение детей с космонавтами и людьми, связанными с околокосмосом, уже становится традицией, которая в дальнейшем может привести к невероятным последствиям. А вдруг кто-то действительно захочет стать летчиком-космонавтом и сделает открытие вне нашей планеты? Сейчас это, конечно, только предположения, но встреча с такими людьми не может пройти без последствий. Многим подросткам встречи с настоящими героями принесут пользу, вдохновение, наполнят чувством гордости за свою страну.

И есть ли еще более яркий пример того, как можно стать патриотом своей страны и быть ее героем?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 17 февраля 2016

Заголовок в газете: За пределами планеты Земля

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру