Святые и подвижники Черноземья о значении поста в жизни человека

02.03.2020 в 19:24, просмотров: 437

«Великий пост — духовная весна. И ни в коем случае не наказание. Наказываем мы сами себя, когда плохо живем…». С этих слов современного орловского подвижника православия, известного всей России, отца Илия (Ноздрина) мы и начнем рассказ о Великом посте.

Святые и подвижники Черноземья о значении поста в жизни человека

Пост — это очищение

В христианстве наиболее важным праздникам предшествует пост. Суть — очистить тело и душу от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу. Воздержание в пище, молитва, освобождение от обид, прощение врагов, очищение от зависти и злости, приближает человека к тому состоянию, в котором его хотел бы видеть Бог.

Прп. Серафим Саровский (Курск): ангел прилепится к тебе

Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало. И не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много.

Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы предается ненасытному вкушению и телом, и умом.

В рассуждении пищи должно наблюдать и то, чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело, свойственное животным, а в разумном человеке недостойно похвал.

Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа.

В той мере, как плоть постящегося становится тонкою и легкою, духовная жизнь приходит в совершенство и открывает себя чудными явлениями. Тогда дух совершает свои действия как бы в бестелесном теле.

Почему разные даты?

Даты начала и окончания поста каждый год разные. Они зависят от дня празднования Пасхи. Продолжительность Великого поста — 48 дней. Начинается он в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед этим великим праздником. В 2020 году длится с 2 марта по 18 апреля (включительно).

Старец Илий (Орел): человек больше грешит поведением

— Великий пост — духовная весна. И ни в коем случае не наказание. Наказываем мы сами себя, когда плохо живем.

В молодости я жил в общежитии, там был строитель, который везде носил с собой чайник. Он свою зарплату за неделю пропивал, потом занимал, но чаще перебивался чаем.

У него воздержание было вынужденным. А у нас добровольное — ради Господа, ради души своей.

Человек больше грешит не приемом пищи, а своим невоздержанным поведением: недостатком любви к ближним, к членам семьи.

В молитве Господней «Отче наш» сказано: аще отпущаем грехи, то есть прощаем своим ближним, если кто-то нас обидел, то и Господь простит наши немощи по Своей великой любви.

Структура и символика поста

Состоит пост из двух частей — Святой Четыредесятницы (первые 6 недель) и Страстной Седмицы (последняя неделя — 6 дней). Каждая неделя Великого поста имеет свое название и символическое значение.

1 неделя — Торжество православия. В эту неделю православие чтит победу в иконоборчестве. Особое почтение высказывают императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви, после запрета в VIII веке.

2 неделя — Святителя Григория Паламы. Церковь почитает этого святого за его учение и победу в богословских спорах. Он объяснил связь между Богом и миром.

3 неделя — Крестопоклонная. В этот период поста поклоняются Кресту.

4 неделя — Преподобного Иоанна Лествичника. Этот святойявляется для всех христиан примером постнической и духовной жизни.

5 неделя — Преподобной Марии Египетской. Эту святую почитают за то, что она усиленным постом смогла избавиться от развратной жизни.

6 неделя — Вход Господень в Иерусалим, неделя ваий. Название происходит от слова «ваий» — листья пальмы, которыми устилали путь Христа перед въездом в город Иерусалим.

7 неделя — Страстная седмица. В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа.

Прп. Силуан Афонский (Тамбов): не стать бубном

Слава Господу, что Он дает разуметь пришествие благодати и учит нас познавать — за что она приходит и за что теряется. Кто все заповеди хранит, у того душа всегда будет чувствовать благодать хотя бы малую.

Но она легко теряется за тщеславие, за один гордый помысл. Можно много поститься, много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой.

Тщеславие опустошает душу, и много надо опыта, нужна долгая борьба, чтобы победить его. В монастыре я от опыта и от Писания узнал о вреде тщеславия, и теперь день и ночь прошу у Господа Христова смирения. Это большая и непрестанная наука.

История поста

До III века не было общих установленных правил подготовке к празднованию Пасхи. В этот период существовала практика 40 часового поста, во время которого христиане не принимали пищу. В III веке был принят шестидневный пост, в который вспоминали о событиях Страстной недели.

В начале V века возникла идея сорокадневного Великого поста, как десятины года (в Ветхом Завете десятая часть дохода посвящалась Богу — отдавалась в Храм). В этот же период церковь начала считать его обязательным для всех христиан.

Свт. Феофан Затворник (Липецк): действуйте со свободой

«Пост — одно из первых дел христианина. Жизнь наша проходит среди ветоши, которая и под ногами, и по бокам, и спереди, и сзади, и сверху, и снизу, и изнутри, и извне… Охватывает нас и теснит, и очень трудно и невозможно, чтобы она не прилипла и не осталась на нас и в нас, как нельзя идущему по дороге не запылиться.

Вот милостивый Господь и устроил нам пост, который есть, с одной стороны, осмотр, где какие есть пылинки ветоши, с другой стороны, баня для отмытия всего ветхого, невзрачного грязноватого, чтобы, пройдя то и другое, мы являлись новенькими, чистенькими, и Богу и людям приятными, как деревце весной, вновь покрывшееся листьями и цветами.

Нигде не написано без особой необходимости брать на себя большой пост. Пост — внешнее дело. Его нужно предпринимать по требованию внутренней жизни.

Неумеренный пост пагубен. Только пустую молву возбуждает вне и чирей тщеславия внутри.

В посту действуйте со свободой. Когда усилить, когда облегчить, смотря по нужде…

Что можно есть в Великий пост

Великий пост самый строгий. Основными продуктами питания в данный период являются соления и варения из овощей и фруктов, лук, морковь, капуста, свекла, бобовые, яблоки, апельсины, орехи, сухофрукты.

Первую неделю придерживаются особо строгого поста. Во вторую-шестую недели поста на понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, на вторник и четверг — горячая пища без масла, а на субботу и воскресенье — горячая с маслом.

В период Страстной седмицы придерживаются строгого поста. Во все дни этой недели разрешается сухоядение, причем в пятницу нельзя употреблять пищу до выноса плащаницы.

В церковный праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (если он не выпадает на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье можно кушать рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) допускается употребление в пищу рыбной икры.

Согласно монастырскому Уставу вышеперечисленные правила обязательны для соблюдения среди монахов. Мирянам не обязательно придерживаться строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма.

Свт. Тихон Задонский (Воронеж): воздержание от всякого зла

Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения.

Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия.

Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла.

Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов — и какая им от того польза?

Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают — и какая им от того польза?

Истинный и прямой пост — воздержание от всякого зла…