Искусство останавливать время

Совсем скоро жители Курска смогут совершить незабываемое путешествие во времени

07.12.2018 в 14:04, просмотров: 274

Вернуться на столетия назад можно благодаря новой книге, рассказывающей о зарождении и развитии фотодела в Курской губернии. Накануне выхода издания в свет поговорим с его автором, заместителем директора Курского областного краеведческого музея Игорем Плаксиным.

Искусство останавливать время

– Игорь Михайлович, почему Вы решили заняться именно этой темой, как долго собирали материал?

– У ученых свои показатели работы и востребованности – публикации в научных журналах и сборниках. Много лет назад, в середине 90-х, я подготовил статью о первых фотоателье Курска. Но аудитория научных изданий невелика, а тема действительно захватывающая и была бы интересна многим. Поэтому три года назад я продолжил ее изучение, взяв период вплоть до Октябрьской революции и прихода советской власти. Теперь благодаря Интернету искать информацию, связываться с людьми стало значительно легче. Ведь 20 лет назад надо было вести переписку вручную, больше сидеть в архивах, библиотеках, и не только наших, я не раз ездил в Москву и Санкт-Петербург. С использованием фотографий, найденных во всемирной сети, тоже, конечно, не все так просто. Подолгу приходится искать их первоисточник и законных обладателей, чтобы получить официальное разрешение на публикацию. К данной работе меня подтолкнуло и то, что по истории Курска сегодня трудно найти книгу, которую можно было бы преподнести в подарок, а люди частенько обращаются за этим в наш музей.

– Расскажите подробней, из каких разделов состоит Ваша книга…

Курск. Городской сад. 1868 год.

– На 180 страницах книги-альбома «Остановись, мгновение! Курск и куряне на фотографиях второй половины ХIХ – начала ХХ века» уместилось около 400 черно-белых и цветных снимков. В первой главе рассказано о курских фотографах и их мастерских. Отдельное внимание уделено видовой съемке, очень редкой для середины позапрошлого столетия. Открытки, изданные когда-то тысячами экземпляров, я в учет не брал, тем более что в 2005 году у нас вышел подробный каталог с ними. Чтобы обойтись без повторов, поиск ограничился только фотографиями. А это уже эксклюзивный материал, существующий если не в единичном экземпляре, то в количестве не более двух-трех штук. Оставшиеся разделы посвящены портретному жанру, богато представленному благодаря помощи курян, приносивших фотографии своих предков, и, конечно же, событийной фотографии.

– Что же свидетельствуют старые снимки?

– Курск нередко притягивал внимание даже столичной прессы, в ней мы находим важные исторические фотографии. В архивных номерах «Нивы» и «Огонька» задокументированы Большие военные маневры 1902 года, на которых присутствовал сам Николай II. Одна из фотографий запечатлела императора во время посещения курской общины Красного креста. Или в 1898 году выходила публикация о попытке взорвать Коренную икону Божией матери в Знаменском соборе. Идея диверсии принадлежала известному в будущем изобретателю, а тогда – учащемуся Курского реального училища Анатолию Уфимцеву, пытавшемуся таким диким способом понять, чудотворная ли на самом деле икона. На кадрах запечатлены не только широко известные за пределами губернии Крестный ход, показательный полет на аэроплане летчика Сергея Уточкина 5 мая 1911 года или проходивший через Курск автопробег двумя годами позже, но и события местного масштаба. Например, строительство в Городском саду Летнего театра в 1912-м, выставка художников-авангардистов в 1913 году, благотворительная акция «День белого цветка» или демонстрация монархической организации «Черная сотня». Любопытно, как в нашем городе проходили Потешные полки: подростки, учащиеся средних учебных заведений собирались на военные сборы, но вместо оружия у них палки.

Курск. День белой ромашки. 1913 год.

– Вы упомянули, что проиллюстрировали книгу в том числе цветными фотографиями. Разве в царское время технически это было возможно?

– Пока еще нет. Но можно было отпечатки с черно-белых негативов раскрашивать вручную. Процесс очень трудоемкий, так что стоило это отнюдь недешево. В Московском политехническом музее хранится альбом видов Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, где в цвете изображен Ямской вокзал Курска. Такие альбомы изготавливались в небольшом количестве для особых гостей и важных персон.

Действительно чудом техники является стереофотография, за счет бинокулярного зрения создающая иллюзию объемного изображения. Такие распространяла московская фирма «Махов и Кº». У них были снимки и по Курску.

– Учитывая новизну профессии, фотографы должны были пользоваться уважением. Кто были эти люди?

Курск. Автопробег 1913 год. На заднем плане известная в городе водонапорная башня на ул. Павлова.

– Среди фотографов встречались дворяне, купцы, крестьяне, в общем, представители разных сословий. Они могли работать на себя или на хозяина. Выбиться из низов можно было, став сначала учеником фотографа, тем более что специальных заведений, где учили фотоделу, не существовало. Мне удалось обнаружить портреты только семи курских фотографов. Еще меньше известно об их биографиях. Первопроходцем принято считать Федора Пригожева, фотоателье которого упомянуто в 1854 году. Мы, к сожалению, не можем точно сказать, где именно оно находилось. В имеющемся у меня перечне курских фотосалонов адрес либо вообще не указан, либо написано, к примеру, «Дом Самойлова» по фамилии собственника домовладения, а хозяева менялись. Среди владельцев были и иностранцы – поданные Пруссии, Баварии, что неудивительно, ведь почти все новшества шли к нам из-за границы. Оттуда же долгое время заказывались картонные бланки и прочие фотопринадлежности. Семь курских фотомастерских принадлежали женщинам, что, конечно, еще не указывает на то, что они сами «стояли за станком».

– По документам мы видим, что число фотосалонов в Курске стремительно растет. Как они выдерживали конкуренцию?

– Появляется реклама, что хорошо заметно на снимке самого фотоателье, располагавшегося на улице Троицкой (ныне – Серафима Саровского). Каждый старался выделиться. Одни завлекали атрибутикой и фоном, как салон, предлагающий сфотографироваться «в лодке», другие – положительными отзывами и упоминанием наград с крупных выставок. Казалось бы, в Курске в начале ХХ века действовало уже 23 ателье, но в 1914 году сюда приезжает представитель фирмы «Случанский и сын в Париже» с, по всей видимости, очень выгодным для учебных заведений предложением изготовить памятные альбомы. Потому что Мужская классическая гимназия, Реальное училище, Женское епархиальное училище, Второе реальное училище, Мариинская гимназия заказали их. Эти альбомы включали не только коллективные фото педагогов и учеников, общий вид корпусов, но и классы, спортзал, столовую.

– С чем связано почти полное отсутствие людей на старых снимках улиц?

Стереоскоп. Начало XIX века.

– Например, на первой известной фотографии Курска 1858 года, изображающей Сергиево-Казанский кафедральный собор, прохожих не видно, потому что старые фотоаппараты имели большую выдержку. Фиксировался только человек, который стоял. По этой причине фотографы в ателье использовали специальный фиксатор для головы – копфгальтер, крепящийся на затылке.

– Понятно, что раньше фотокамера стоила, как корова, поэтому массового распространения у этого искусства быть не могло, но все же…

– В императорской армии служил офицер Владимир Машуков. Во время отпуска он ездил по России, фотографируя храмы. В 1898 году приехал и в наш город. Фонд Российской национальной библиотеки хранит лишь два его курских снимка, хотя, я уверен, что он снял больше церквей. Скорее всего, фотографии просто не уцелели. Ко мне еще попали любительские работы помещика Льва Киреевского, чье имение находилось в селе Быстрицы Тимского уезда. У себя дома он снял рождественскую елку и один любопытный сюжет в 1914 году: в разгар Первой мировой войны сфотографировал кошку, тянущую лапу к карте Европы, и оставил на обороте шутливую подпись: «Стратегия». К тому времени относятся и первые фотоколлажи: муха, несущая мальчика, или еще - совмещение двух фотографий одного человека, так что получается, будто он сидит за столом в двойном экземпляре.

– В сравнении с соседними губерниями фотодело в Курске развивалось иначе?

– Специально я не анализировал этот вопрос, но думаю, что в нестоличных регионах картина была примерно одинакова. Недавно я был в Орле и обратил внимание на мемориальную доску на одном из зданий в центре, указывающую, что в 1870 году в нем начало работать первое фотоателье города. Это не значит, кстати, что фотосалонов в Орле не было раньше. По первоначальным сведениям, и в Курске они появились лишь в 1870 году, однако при более глубоком изучении дату удалось уточнить. Интересно также отметить, что в прежние времена фотографы часто переезжали с места на место, и вообще расширяли сети своих мастерских. Курский фотограф Досекин стал известен и в Харькове, и в Москве, у него снимались очень известные люди, начиная от вернувшихся из ссылки декабристов и заканчивая представителями царской династии. Так, в Орловском краеведческом музее обнаружились снимки Руссова, работавшего сначала в Курске, а после в Орле.