Курская битва с незаконной рекламой


На днях исполняющий обязанности главы города Курска Сергей Малахов встретился с представителями рекламного бизнеса, подвергнув критике внешний вид областного центра. Бороться с «зашлакованностью» курских улиц листовками, афишами, баннерами, растяжками и щитами начнут в ближайшее время.​

Курская битва с незаконной рекламой

Выявлено более ста незаконных конструкций

Избыток уличной рекламы в разных ее формах и обличьях стал отличительной, хотя и не лицеприятной чертой областного центра. Впрочем, это проблема не только в Курске, но и в большинстве российских городов. Несколько лет назад ситуация обстояла даже хуже, тем не менее, назначенный 8 апреля исполняющим обязанности главы Курска Сергей Малахов не увидел в сложившейся ситуации особых поводов для гордости. По его словам, демонтажу подлежат 113 рекламных щитов, 68 из которых размещены на муниципальной земле.

Судя по всему, без жесткой руки контроля число незаконных конструкций росло в Курске чересчур стремительно, ведь всего три месяца назад предоставленные городским комитетом архитектуры и градостроительства по запросу нашей редакции сведения выглядели менее драматично.

– Общее количество рекламных щитов, предусмотренных схемой размещения рекламных конструкций на земельных участках, независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Курской области или города Курска – 301 единица, – отметил тогда председатель комитета архитектуры и градостроительства Курска, главный архитектор города Виктор Казьмин. – По всем муниципальным местам, включенным в схему, комитетом проведены открытые торги, конкурсы и аукционы, по итогам которых заключены договоры и выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. – По состоянию на 15 января 2019 года в реестре незаконных рекламных конструкций по городу Курску числится 59 рекламных щитов без действующих договоров и разрешений.

При этом часть рекламных форм не предполагает коммерческого использования – они информируют курян о проведении соревнований, программах городских праздников. Также посредством них рассказывается о лучших курских учителях, врачах и работниках градообразующих предприятий, победивших на конкурсах или получивших какие-то почетные звания и награды. Социальная реклама, что неоднократно отмечалось, занимается полезной пропагандой здорового образа жизни и семейных ценностей. Достаточно сравнить воздействие от баннера с сельдью из супермаркета и изображения малыша, где написано «Счастье быть папой», либо же с фотографией Знаменского собора и надписью «Курск – город православной культуры» – в этом вся разница.

Эти объявления провисели здесь явно не один месяц
Но если бы все «селедки», как и положено, пополняли бюджет Курска, а не чей-то хитрый карман, на эти деньги удалось бы сделать ремонт дороги или приобрести для больницы медикаменты и оборудование. Об этом, в том числе, шла речь на недавнем совещании с представителями рекламного сообщества. Был затронут вопрос увеличения платы за использование рекламных мест, поступающей в городской бюджет. Сергей Малахов заострил внимание и на необходимости приведения всех вывесок и рекламных конструкций к единым нормам и правилам, а также напомнил, что те из них, которые установлены незаконно, подлежат демонтажу самими владельцами. В противном случае снос будет осуществлять сотрудники горадминистрации.

«Необходим строгий дизайн-код»

Помимо прочего, регулярные жалобы курян связаны с хаотичной расклейкой объявлений. То, что предлагается на фонарных столбах и остановках посредством бумажных афиш и привязывания картонных табличек, воспринимается жителями в особенности критично. Если, конечно, речь не о поиске человека или домашнего питомца – но это редкость. А вот «заманухи» однодневных ярмарок, выдачи быстрых кредитов, покупки волос, рогов и ноутбуков не дают ни единой гарантии, что за всем этим не скрываются мошенники. За предложением «помощи наркозависимым» и вовсе может оказаться секта.

Распространение подобных объявлений уже поставлено на конвейер. На сайте Авито по Курску нашлось два десятка предложений заработать на расклейке. Оплата, конечно, минимальная – один рубль за листовку, поэтому их клеят сотнями, не задумываясь о порче городского или домового имущества.

Предложениям на столбах не стоит доверять
– Двери подъездов, стены дома, двери и лифт – это общее имущество собственников квартир, – напоминает партнер центра правовой помощи «Аспект», юрист Евгений Тюрин. – Поэтому размещение рекламы возможно только с их разрешения. Причем проголосовать должно не менее 2/3 жильцов.

Бороться с мелкоформатной рекламой помогают не только рейды комитета архитектуры, но и система автоинформирования, запущенная в 2013 году. За два прошлых года «Автодозвоном» совершено более полумиллиона звонков 415 абонентам. Каждый четвертый устранил свою рекламу сам, остальные получили административные взыскания в виде штрафов.

– Безвкусица и «лепуха» рекламных табличек, баннеров, растяжек основательно портит вид города, – уверен градозащитник, руководитель проекта «Реновация Соловьиного края» Кирилл Киреев. – Если такое воздействие будет постоянно, то у людей формируется сначала негативное отношение к этому мусору, затем к рекламе и брендам в целом, а после и вообще чувство отвращения становится чем-то ежедневным и насущным. Истинная реклама – это очень большое искусство, которое в Курске под силу лишь единицам. В большинстве случаев превалирует дикий капитализм, желание за копейки получить хоть что-то, не взирая на вкусы людей. Дело не только в фасадах исторических и обычных зданий, но и в общем окружении – целостном восприятии облика города. Курску остро необходим строгий дизайн-код, правила размещения вывесок и прочих рекламных конструкций.

Курск оккупировали штендеры?

У представителей малого и среднего бизнеса большой популярностью пользуются переносные рекламные стойки, известные как штендеры. Однако их установка слишком часто производится с нарушениями, что, в конечном счете, препятствует движению по тротуару пешеходов, да и в целом не украшает город. Попытки местных властей ликвидировать их на курских улицах в 2012-2013 годах не увенчались успехом, суд стал на сторону владельцев стоек.

– Приходится регулировать это местными нормативно-правовыми актами, – рассказали «МК Черноземье» в отделе наружной рекламы городского комитета архитектуры. – В Курске помимо федерального закона о рекламе действуют правила благоустройства. Есть решение Курского горсобрания о содержании рекламных конструкций, в котором вопрос размещения штендеров немного упорядочен. Их установка допускается, но в строго определенных местах – непосредственно у входа в торгово-офисное здание на расстоянии, не превышающем определенные значения и при ширине тротуара не менее двух метров.

Чтобы убедиться в том, что существующие правила соблюдаются через раз, достаточно пройти по улицам в районе центрального рынка, где тротуары как раз-таки очень узкие. Пешеходам там все время приходится лавировать между этими «растопырками». В Москве, кстати, со штендерами намного строже. Там даже существует интернет-портал, куда москвичи присылают фото с адресом незаконной рекламной конструкции, после чего ее демонтируют. На самом деле, и в Курске обратная связь существует, о чем полезно знать каждому.

– Сообщить о сомнительной рекламной конструкции можно в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области, помимо него, функциями по компетентному надзору за рекламой обладает Роспотребнадзор, – говорит юрист Евгений Тюрин. – Во многих спорных случаях достаточно написать электронное или письменное обращение в Администрацию города Курска или напрямую в отдел наружной рекламы комитета архитектуры.

В обращениях должно быть больше конкретики – точно указан адрес, где замечена незаконная реклама, желательно приложить фото. Впрочем, если дело касается малоформатных афиш и объявлений, многие жители Курска самостоятельно очищают от них свои дворы и прилегающую территорию, не дожидаясь, пока это сделает кто-то другой. То же делают некоторые предприниматели вблизи своих офисов, магазинов и кафе.

– Не всегда сил сотрудников комитета оказывается достаточно, – резюмировали в комитете архитектуры. – В городе более 600 улиц, где есть и штендеры, и баннеры, и щиты. Мы регулярно делаем объезд, проводим мониторинг и демонтаж, выписываем нарушителям предписания, но, если существует адресная проблема, и нам о ней сообщают, это только приветствуется. Мы рады любой помощи. Также рассматриваются все предложения о подключении волонтеров к работе по расчистке города от малоформатной рекламы. Такой опыт у нас был – несколько лет назад со студентами ЮЗГУ провели акцию «Собери больше объявлений».

Наверное, только совместными усилиями комитета архитектуры, УФАС, Роспотребнадзора и, главное, – обычных горожан, удастся очистить город от ненужной рекламы, сделав его комфортным для жизни.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 1 мая 2019

Заголовок в газете: Городской "Шлак"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру