Столица Соловьиного края ждет скорого преображения

Среди столиц городов Черноземья дизайн-код, представляющий собой свод правил при оформлении вывесок, рекламных конструкций и других элементов городского пространства, уже действует в Воронеже и Белгороде. Наконец, дошла очередь и до Курска, где на минувшей неделе состоялась презентация первых двух томов разработанного Центром компетенций регламента.

Столица Соловьиного края ждет скорого преображения

Рекламный хаос из 90-х

Во времена, когда понятия «дизайн-код» не существовало в принципе, Курск, судя по дореволюционным открыткам и советским фотографиям, выглядел несколько презентабельней, чем сегодня. Потому что даже столетие назад градоначальники задумывались над созданием единого стиля при оформлении торговых лавок и магазинчиков. И сами дельцы понимали, что соревноваться в яркости рекламы нет смысла, а главным является качество предоставляемых услуг.

В советскую эпоху оформление городского пространства также делалось скромно, но со вкусом: шрифт, размеры и гамма цветов продолжали радовать глаз. А деформировалось понятие о рекламе именно в «свободные» 90-е, когда она становилась все более «кричащей», большой и яркой.

Выступая на презентации, советник губернатора Курской области Анна Коновалова отметила, что идея формирования «дизайн-кода» созревала много лет и пошла, что называется, «снизу», но была поддержана властями. Проект можно было заказать у сторонних организаций, однако пошли по более сложному, долгому, но правильному пути — разрабатывали его самостоятельно, с привлечением профессиональных архитекторов, дизайнеров, предпринимателей и общественников.

— Над представленным сегодня регламентом работал огромный пласт специалистов в области архитектуры, строительства, сфере ЖКХ, общественники, градозащитники, активисты, — перечисляет Коновалова. — Мы проводили встречи с широкой общественностью, с предпринимателями, в СМИ освещали работу и в соцсетях. Если говорить о реакции бизнесменов, продуктивнее всего прошла встреча с сетевиками, поскольку представители крупных торговых сетей выявили наибольшую заинтересованность во внедрении дизайн-кода города. В свою очередь, малый и средний бизнес отнесся к идее настороженнее.

Всего за последние месяцы было проведено десять мероприятий и пять акций, направленных на улучшение внешнего облика Курска. Например, в один из дней состоялась «антирекламная терапия» — на улице Почтовой зелеными полотнами завесили все рекламные вывески. По словам организаторов, это позволило обратить внимание не только на визуальный «мусор», но и обычный, валяющийся под ногами, и на состояние тротуаров и прочее. Так что приведение в порядок фасадов зданий, скорее всего, потянет за собой и остальное.

Да и сами горожане, как выяснилось, под дизайн-кодом понимают не только отделку фасада, но и комплексное благоустройство всей городской среды. Учтя это, действие нового документа распространили на все объекты городской среды. Им будут регулироваться и нестационарные торговые объекты, и элементы озеленения, и даже расположение скамеек с урнами.

Эксперимент с завешиванием рекламы на улице Почтовой в Курске

Прозреть от «баннерной слепоты»

Считается, чтобы оценить город, нужно посмотреть на него глазами чужака. В ноябре прошлого года Курск посетил известный российский блогер и урбанист Илья Варламов. Впечатления гостя, описанные в нескольких публикациях, могли кого-то возмутить из-за обилия критики, но и отрицать наличие проблем с электротранспортом и, в частности, с трамваями, со скудностью общественных пространств и непривлекательностью улиц было бы самообманом.

Со стороны взглянуть на родной город однажды смогла и архитектор Ксения Деева, практиковавшаяся в крупной московской дизайн-студии, а сегодня возглавляющая в Курске Центр компетенций, который занимается, в том числе, созданием дизайн-кода.

— «Перекодировка» городов — это сложный и долгий процесс, но она позволяет нам не только избавиться от визуального мусора, создать эстетически привлекательную среду, но и повысить инвестиционную привлекательность для бизнеса, — уверена она. — Предприниматели часто по незнанию используют неуместные вывески. Во избежание этого мы даем таблицы, которые в зависимости от типологии здания, улицы и зоны объясняют, какую именно выбрать. Например, на объекте культурного наследия, расположенном в зоне строгой регламентации, можно разместить вывеску без подложки, дублировать ее панелью-кронштейном, крышные же конструкции запрещены.

Первые две книги по дизайн-коду уже готовы: «Стандарт оформления и размещения информационных конструкций на фасадах зданий» и «Стандарт оформления элементов фасадов зданий». Третье и четвертое издания находятся в стадии активной разработки. Они касаются внешней среды: элементов благоустройства и отдельно стоящих рекламно-информационных конструкций.

Как полагают разработчики дизайн-кода, одной из главных проблем Курска является «баннерная слепота» — за обилием рекламных конструкций куряне перестают видеть сам город. Решить это призван специальный раздел, который запрещает баннеры, картонные и тканевые конструкции на фасадах зданий. Исключение составят лишь торговые центры.

Над дизайн-кодом Курска работала большая команда специалистов разных отраслей

Запрещена будет «кусочная отделка», когда предприниматели каждый кто во что горазд перекрашивал и обивал вход в свое помещение вентфасадами, а в итоге общий вид здания начинал напоминать несуразную мозаику. Отдельно прописаны «глухие» витрины: теперь заклейка будет разрешена лишь до 30 процентов. Другое новшество — козырьки в рамках одного здания должны иметь единый стиль.

Ирония сменится гордостью

Однако опыт других городов показывает, что мало разработать дизайн-код, нужно его внедрить. Тем более приходится учитывать «проседание» экономики из-за коронавируса и, следовательно, нежелательность сейчас давать дополнительную нагрузку на предпринимателей. Поэтому в полную силу регламент заработает через два года. Но уже в августе должны отремонтировать пять домов на «пилотной» улице Ленина, а к ноябрю приведут в порядок участок от площади Перекальского до Театральной.

— За последние несколько лет дизайн-код появился в 12 российских городах, включая Москву, Саратов, Ижевск, — говорит архитектор Центра компетенций Анастасия Конарева. — Наш ближайший сосед Белгород разработал такой свод правил еще в 2015 году, но первые результаты горожане смогли увидеть лишь спустя четыре года, когда дизайн-код был включен в состав правил благоустройства. Рекордсменом является Калининград, где удалось внедрить документ буквально за полгода.

Две книги с правилами уже готовы

Дизайн-код в разных городах имеет свои особенности. Для того, чтобы регламент отвечал специфике Курска, в нем выделено четыре типа улиц: в культурно-исторической зоне, где также выделяется подтип строгой регламентации (улицы Ленина, Радищева, Горького, Дзержинского), в видовой зоне, в зоне формирования городских панорам и крупных транспортных магистралей (проспект Победы, улица Дериглазова, привокзальная площадь), а также в периферийной зоне. Дополнительно введена типология зданий: требования к объекту культурного наследия, жилому дому, торговому центру или культурно-зрелищному зданию не будут одинаковыми.

Качество нового регламента высоко оценил автор проекта «Реновация Соловьиного края» Кирилл Киреев, также известный курянам как защитник дореволюционной архитектуры и разработчик карты Объектов культурного наследия Курской области. Активист надеется, что через несколько лет областной центр преобразится до неузнаваемости.

— В обществе давно зрел запрос на благоустройство городской среды, так как в плане наружных вывесок и рекламы, отделки фасадов и элементов благоустройства в городе воцарился настоящий хаос, — считает Кирилл. — Если место неприглядное, то в обществе растет напряженность, которая выливается в конфликты, в лучшем случае — иронию, люди перестают верить в светлые перспективы и стремятся покинуть город. А когда наоборот, то и жители ощущают себя комфортнее, они, как правило, добрее, приветливее и гордятся местом, где живут. Конечно, один лишь дизайн-код всех проблем Курска и его жителей не разрешит, но это первый уверенный шаг в нужном направлении.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 23 июня 2020

Заголовок в газете: Курск перекодируют