МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Черноземье

Автостопом до экватора

Памирский тракт: связь времен и городов

Продолжаем публиковать путевые заметки нашего корреспондента, изучавшего проблемы, быт и культуру бывших советских республик в Средней Азии. В прошлом номере мы прошлись по улочкам древнего города Истаравшана и прониклись непростой судьбой столицы Таджикистана – Душанбе.

Стройка длиной в полвека


Километр за километром углубляясь к сердцу горной республики, каким является Памир, снова и снова убеждаешься в неповторимости природного богатства Таджикистана. Недаром сюда вместе с простыми ценителями красот устремляются и исследователи животного мира. Как заядлые энтомологи мы восторгались диковинным «пассажиром», устроившимся на нашем рюкзаке. Палочник из отряда привиденьевых с вытянутыми ножками и таким же прутьевидным тонким телом внешне был едва отличим от ветки. Он считается самым длинным на планете насекомым, хотя данный экземпляр, видимо, был еще малышом и достигал в длину немногим более десяти сантиметров.
Там, где горы являются неотъемлемой частью пейзажа, есть место и земледелию. Несколько сотен гектаров с зерновыми, картофелем, вишней, яблоневыми и абрикосовыми деревьями тянулись вдоль горизонта, наверное, уже минут десять, пока фермер Делавар объезжал свои угодья, а заодно подвозил нас. Эти земли в 1992 году его отец взял у государства в аренду или купил за бесценок, так как была гражданская война, и всем было не до того. В семье пять братьев и пять сестер, но и общими усилиями такие площади не обработать, постоянно наняты четыре узбека.
Спустя час мы были в городке строителей Рогунской ГЭС. Это еще и место особого почитания президента Эмомали Рахмона. От всеобъемлющего то строгого, то с улыбкой, то задумчивого взгляда таджикского лидера укрыться было решительно негде, так как он взирал со всех вывесок, плакатов, стендов. А если вдруг на мгновение покажется возможным, мимо в тот же миг проедет грузовик или фургончик, посреди лобового стекла которого висит портрет… опять же – Его, в каске и спецовке или в костюме с галстуком.
Рогун сам по себе вряд ли стоит того, чтобы делать с трассы крюк, но здесь мы надеялись получить временный пропуск на режимный объект. Увы – не получилось, что-то там у оператора сломалось в компьютере. Пришлось довольствоваться тем, что видно с обходных путей. Гидростанция во многом уникальна. Советские инженеры в далеком 1976 году взялись строить ее на высоте 1300 метров в сложнейших условиях девятибалльной сейсмичности, опасности схода селей и оползней, да еще и на тектоническом разломе, заполненном каменной солью. Чтобы плотина устояла в сильное землетрясение, ее основу сделали рыхлой из суглинка и галечника, а от размыва пластов соли под ней проложили тоннели для подачи насыщенного солевого раствора. Как водится – развалился Союз, приостановилось и строительство. Но поскольку Рогунская ГЭС для страны с катастрофической нехваткой электроэнергии имеет стратегическое значение, ее всеми силами пытаются завершить. Выступает против этого только Узбекистан, чьи реки, активно используемые при орошении хлопковых полей, заметно помелеют. К моменту запуска плотина должна вырасти в высоту до величины стоэтажного небоскреба, а по гребню и того вдвое больше. Конечно, на это понадобится еще лет 15. В этом, по крайней мере, убежден главный инженер станции канадец Жан Франсуа, с которым нам случайно довелось пообщаться.

Земля романтиков


Присутствие иностранных специалистов на больших стройках - явление в Таджикистане привычное. Поэтому мы не подали виду, что удивились, когда в следующей машине обнаружился житель Поднебесной. Китаец был китайцем что ни на есть натуральным: не понимал ни слова ни по-русски, ни по-английски. Все, что я мог выдавить – скупое приветствие «нихао», я сделал, тем наше общение ограничилось. К счастью, коренастый водитель-таджик отличался большей сговорчивостью и пояснил, что его непонятно изъясняющийся начальник строит участок газопровода из Туркменистана в Китай. Карим – профессиональный дзюдоист, не раз побеждавший в первенствах страны, а также увлекающийся конноспортивной игрой Бузкаши, которая распространена в Средней Азии. Это весьма жесткое действо и по душе придется не всякому зрителю, потому что вместо мяча, как в классическом поло, всадники используют обезглавленную тушу козла.
До кризиса 2008 года Карим содержал в Красноярске пилораму, а после вернулся в родной Гиссар. Провез нас по серпантину лишних 20 километров и несколько раз повторил, чтобы мы чувствовали себя в Таджикистане как дома. С таким приветливым народом это совсем нетрудно.
Впереди начиналась дорога на Хорог, являющаяся частью Памирского тракта. Грунтовая и местами настолько узкая, что разъехаться два автомобиля уже не могли, но здесь, правда, их и становилось все меньше. Предупреждали, что магазинов долго не предвидится, поэтому на всякий случай мы свернули с трассы в какое-то село немного пополнить сухпаек. Разговорились с рабочим автомастерской, чей отец, отметивший 94-й день рождения, оказался участником Курской битвы. Да и самому Шарафу пришлось еще служить в РСФСР. История ведь у нас одна, а память о ветеранах тем более должна быть общей.  
По мере продвижения на юг деревеньки попадались реже и выглядели все беднее. В ущелье недалеко от горы, прозванной местными «Жених и невеста», есть крошечный населенный пункт, продукты в который доставляются по канатной дороге. Свет в отдельные кишлаки был проведен только пару лет назад, другие до сих пор живут без электричества. Удаленность от цивилизации всегда по-своему манила в Таджикистан романтиков, обожающих пешие походы, лазающих по скалам, сплавляющихся по рекам. Особенно в советское время, когда спортивный туризм процветал. На обочине у обрыва установлен памятный знак из камня и якоря в память о погибшем здесь в 1970 году Викторе Брежневе. Он первый калужанин, удостоенный почетного звания мастера спорта СССР по водному туризму. Внизу шумит все также стремительно бегущая река, пороги которой стали роковыми для отважного молодого человека, – ему было всего 32 года.

Счастье без индекса


У них нет почтового адреса, и интернет-аккаунтов в семье тоже ни у кого не заведено. Вряд ли бы я снова отыскал на протяженном Памирском тракте их дом, но пускай хотя бы этот небольшой рассказ о Хайдаре, его жене и невестках, тепло нас принявших, останется в качестве благодарности.
В 1990-е им пришлось несладко. Как беженцы бежали вглубь страны, спасаясь от боевиков. Потом новая напасть – уже обустроенный дом разрушило селем, еще позже случилось землетрясение.  Много раз они оставались ни с чем и начинали жить заново. Но Хайдар – оптимист и трудоголик. Ради своих семи детей и внуков он обустроил большое хозяйство. Разводит кур, индюков и куропаток. На лугу пасутся его барашки, которых он стрижет, и коровы, дающие молоко. Огород засажен картофелем, помидорами и морковью, во дворе разрастаются деревья с белой и черной шелковицей. Есть пасека из 11 ульев. Хозяин сам делает из глины кирпичи, сам выращивает древесину – по периметру вдобавок к имеющейся аллее высадил весной еще 250 тополей. Они пойдут на дома для сыновей, двое из которых в тот момент находились на заработках в России. И вроде бы все неплохо, но печалит Хайдара, что невестки никак не освоят кулинарию.
– Мужчину держит вкусная еда, а они этого не понимают, обижаются на замечания, - поделился он наболевшим, когда мы в ожидании обеда заняли места на топчанах. 
Хотя по мне, суп и мясо были отнюдь не дурны, а ложка кислого молока, рекомендованная для лучшего аппетита, вполне себя оправдала. Подоспели чай с самодельным щербетом, вареньем из тутовика и конфетами.
К ужину проявила себя и моя супруга, вместе с 22-летней смуглянкой по имени Шайло поджарив на хлопковом масле картофельные драники. Предварительно обе переоделись в национальные платья-туники с шароварами, так что сторонний наблюдатель едва ли определил бы среди них не таджичку. Да так сдружились, что вместе со всей женской половиной дома затем еще и ушли смотреть сериал по иранскому телеканалу, вещавшему на древнем языке фарси, который понятен таджикам так же, как нам украинский или белорусский. Уютно расселись на ковре вокруг телевизора - священный час для представительниц прекрасного пола. Нам вход туда был воспрещен.

Продолжение следует...

 

Часть 1: Волгоград, Астрахань, Актау

Часть 2: Каракалпакия и «кладбище» кораблей

Часть 3: На пути к древней Хиве

Часть 4: Тайны космоса в огороде

Часть 5: От водоема узбекского к морю Таджикскому

Часть 6: Вся правда о Равшане и Джамшуте

Часть 7: Памирский тракт: связь времен и городов

Часть 8: Наедине с горами: тишина и война

Часть 9: Изменчивый Памир преподносит сюрпризы

Часть 10: Киргизия: призраки коммунизма, ореховые леса и водопады

Часть 11: Бишкек и «жемчужина» Киргизии – озеро Иссык-Куль

Часть 12: Казахстан, где русский дух и Русью пахнет

Часть 13: Тянь-Шаньский полдень

Часть 14: В поисках казахского рая

Часть 15: Лагеря скорби и город счастья

Часть 16: Почему в Экибастузе лучше не ругаться

Часть 17: Как испытания под Семипалатинском изменили мир

 

Больше фото с путешествия автора здесь - romandor.com

 

Следите за новостями Черноземья в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах